понедельник, 14 ноября 2022 г.

«Чтить Сына, как чтут Отца»: как Всемогущего Бога? (Иоанна 5:23)


 

Контекст Иоанна 5:23

Конструкция текста 

Что значит «чтить»?



В этой статье мы рассмотрим слова Иисуса из Иоанна 5:23 —

«…дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его»


По логике тринитариев, это изречение говорит о том, что Сына нужно чтить ТАК ЖЕ, как чтут Отца. Т.е., если Отца чтут как Всемогущего Бога, то и Сына нужно чтить также – как Всемогущего. Тем не менее, такая трактовка слов Иисуса является ошибочной. Далее мы узнаем почему...

  

Контекст Иоанна 5:23

 

 
Первое, на что мы обратим внимание, фраза в Иоанна 5:23 «как чтут Отца» вовсе не несет заявленного тринитариями смысла. Учитывая ближайший контекст, видно, что Иисус подчеркивал свое зависимое от Отца положение (стихи 19,20). Соответственно, говорить, что он должен иметь такие же почести, как и Отец, нелогично. Куда разумнее понимать слова Иисуса в другом смысле: «Если вы чтите Отца, то должны чтить и Сына. Но если вы не чтите Сына, значит, вы не чтите и Отца, пославшего его».



Это становится очевидным, если не игнорировать предшествующий 22 стих и окончание 23 стиха, где Иисус говорит, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», и что Отец «послал его». Озвученные Иисусом уточнения сами по себе служат наглядным объяснением смысла его слов из 23 стиха. Так как Бог пожелал передать Сыну столь значительные полномочия, включающие осуществление судебных решений в отношении людей, то само собой разумеется, что Сын, исполняющий поручение Отца, достоин высокого почитания с их стороны (Сравните Иоанна 3:35). Иначе и быть не может, ведь отныне СЫН ДЕЙСТВУЕТ ОТ ИМЕНИ СВОЕГО ОТЦА! И это важное условие Иисус подчеркивает далее, когда говорит в 43 стихе:


«Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня» (Иоанна 5:43)

 

Другим значительным фактором почему Божий Сын достоин особого почитания является то, что Иисус взял на себя грехи мира (1 Иоанна 2:1,2; 4:10; Иоанна 3:16). Важность роли Иисуса подчеркивается также тем, что молитвы, возносимые к Отцу, отныне должны были строиться через (во имя) его Сына (Иоанна 16:23-26; Ефесянам 5:20; Колоссянам 3:17).  

 

Итак, Сын, будучи «послан» Отцом, «пришел во имя Отца», исполнил Его волю и стал «умилостивлением за грехи наши» (1 Иоанна 2:2). Бог передал Иисусу полномочия Судьи и сделал его Царем. А потому нет ни малейшего недопонимания, почему ему как представителю Отца полагалось особое почтение и признание его важной роли (Филиппийцам 2:9-11). Эту мысль Иисус и подчеркнул в Иоанна 5:23.

 

  

Конструкция текста 

  


Последняя часть 23-го стиха – «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, который его послал» - помогает прийти к правильному пониманию слов Иисуса. Она напоминает нам другие схожие по своей конструкции и сравнительным характеристикам слова Иисуса:



«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Иоанна 13:20)



«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Луки 10:16)



«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [...] Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Матфея 25:40,45)


(Сравните также Марка 9:37)


Во всех этих случаях Иисус ведет речь о своих учениках, о себе и о своем Отце. При этом отношение людей к ученикам Иисуса проецировалось как отношение к самому Иисусу. И, соответственно, в том же свете воспринималось как отношение непосредственно к Отцу. Тем не менее, нельзя сказать, что это делало учеников, Иисуса и Бога якобы равными друг другу. 

Аналогичным образом следует понимать и слова Иисуса о почитании Сына из Иоанна 5:23. Учитывая ключевую роль, которую исполнял Иисус в замысле Отца, чтящие истинного Бога служители отныне должны были высоко почитать и его Сына. По аналогии с упомянутыми выше увещаниями Иисуса, отношение людей к Отцу теперь приобретало самую непосредственную взаимосвязь с отношением к Сыну. Если человек говорит, что он верит в Бога, то он должен верить и в посланного Им Иисуса Христа. Если человек говорит, что он чтит Отца, то он должен чтить и Его единородного Сына.  

«…дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоанна 5:23)

  

Вот почему нет никаких противоречий в том, что Иисус сказал о почитании Сына и Отца. Нет в этих словах и намека на некую «общую божественную славу», как думают некоторые.

 

Что значит «чтить»?


  

«Но разве выражение "чтить" не означает почитания, которого достоин только Бог?», — спросит кто-то. Что ж, давайте узнаем, что на этот счет говорит Библия.

 

Понятие «чтить, почитать» означает «глубоко уважать» (Сравните Исход 20:12; Матфея 15:4). В этой связи показательно, что присутствующее в Иоанна 5:23 слово «чтить» (греч. τιμάω, № Стронга 5091) в том же евангелии от Иоанна встречается еще в двух местах. В Иоанна 8:49, где Иисус говорит:

«Я
чту Отца Моего»

 

А также в Иоанна 12:26 —

«Кто Мне служит, того почтит Отец Мой»

 

Как можно увидеть из Иоанна 8:49, Иисус подчеркивает, что он тоже чтит Отца. Этот факт уже сам по себе ставит под сомнение идею о некоем «равенстве в божественной славе» Иисуса с Богом. Если бы Иисус был Всемогущим Богом, то как он мог бы «чтить» часть самого себя?

В свою очередь, слова из Иоанна 12:26 окончательно делают безосновательной попытку видеть в этом изречении Сына намек на божественную сакрализацию данного слова. Согласно стиху, «почтение» будет обращено Отцом в адрес Его служителей. Понятно, что «почтение» — это заслуженные уважение и признание, которые могут быть отнесены и к людям, и к Сыну, и, разумеется, к Богу.

 

(Это же слово τιμάω, не считая евангелий, используется также в других стихах Нового Завета — Деяния 28:10; Ефесянам 6:2; 1 Тимофею 5:3 и 1 Петра 2:17. В приведенных случаях понятие «почитать» отнесено к апостолу Павлу, родителям, вдовам, братству и земным царям).

  

1 Петра 2:17 в этой связи представляет особый интерес, так как в нем рассматриваемое нами слово «чтить, почитать» приводится дважды:


«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите»


Как видим, понятие «чтить» в равной степени отнесено как к буквальным правителям, так и вообще ко всем людям, даже к тем, кто не наделен никакой властью. При этом, несмотря на то, что указание «почитать» встречается в этом стихе дважды и без каких-либо оговорок, мы понимаем, что само по себе почтение к людям и почтение к царю могут заметно отличаться между собой. Если в первом случае под «почтением» Библия подразумевает как таковое уважение к людям, то в случае с царем в это понятие включается заметно большее, а именно — признание его высшей власти, которой обычные люди не обладают. Таким образом, «почитание» кого-либо, даже если в одном предложении говорится о нескольких лицах или сторонах, может подразумевать отличающиеся между собой понятия.


Показательно как 1 Петра 2:17 приведен в различных библейских переводах:

  

«Оказывайте всем уважение, любите братство, бойтесь Бога и почитайте императора» (Новый русский перевод)

 

«Всех уважайте, любите братьев, бойтесь Бога, чтите императора» (перевод РБО)

 

«Относитесь с уважением ко всем, любите братьев своих, перед Богом в страхе благоговейте, почитайте царя» (Cовременный перевод, WBTC)

 

«Всех уважайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (перевод Десницкого)

 

«Относитесь с уважением ко всем — любите братство, бойтесь Бога и почитайте императора» (Еврейский Новый Завет)

 

«Оказывайте всем уважение, любите братство, бойтесь Бога и почитайте царя» (перевод Слово Жизни)

 

«Относитесь с уважением ко всем – любите братство, бойтесь Элоhим и почитайте императора» (Восстановленный Еврейский Новый Завет)

 

Не сложно заметить, что одно и то же однокоренное слово в значении «чтить, почитать» в зависимости от контекста может иметь отличающиеся понятия. Если к обычным людям это указание применимо в плане проявления общего уважения, то относительно тех, кто наделен высшей властью, это же самое выражение подразумевает куда большее требование.


Данный принцип следует помнить и в случае Иоанна 5:23. Иисус говорил слушателям, «чтящим Отца», о необходимости проявлять «почтение» к Сыну. Тем не менее, Иисус не собирался претендовать на почести, аналогичные тем, что воздавались его Отцу. Уважение к Сыну и признании его положения назначенного Богом Судьи при этом отнюдь не подразумевали некую претензию на положение Всемогущего Бога.

  

Выше мы рассмотрели библейские стихи, содержащие, как и в Иоанна 5:23, слово τιμάω («чтить, почитать», № Стронга 5091). В этой связи будет уместно дополнительно отметить еще одно слово с тем же корнем — τιμή, означающее «честь, почесть, почитание, ценность» (№ Стронга 5092). Мы встречаем это слово, в частности, в таких текстах, как


1 Петра 1:7— применимо к христианам («к похвале и чести и славе»)

1 Петра 2:7 — применимо к Христу («Он для вас, верующих, драгоценность [честь]»)

1 Петра 3:7 — применимо к женам («оказывая им честь»)

Римлянам 13:7 — применимо к властям («кому честь, честь»)

  

Отдельный наглядный интерес вызывает то, к кому применяется слово «честь, почитание» в 1 Послании Тимофею. Так, в 1:17 это слово отнесено к Богу: «Единому премудрому Богу честь и слава во веки веков»


В 5:17 — к пресвитерам собрания: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь»


В 6:1 — к хозяевам: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести»


В 6:16 — к Иисусу: «Ему честь и держава вечная!»

 

И вновь мы снова приходим к заключению, что выражения «чтить, почитать, воздавать честь» могут иметь различный смысл в зависимости от того, по отношению к кому применены данные указания. Даже когда такое выражение неоднократно используется в одном и том же послании, и даже в одном и том же стихе (смотрите выше примеры из 1 Послания Петра), принцип остается тот же. Библия призывает воздавать «честь» («чтить») жен, родителей, пресвитеров, а господам и властям оказывать вообще «всякую честь» (или «всю честь»). Тем не менее, мы понимаем, что оказание такого «почитания» не является для всех общим, но будет отличаться друг от друга.

 

«Почитание» Отца и «почитание» Сына также подразумевают отличие между собой. Этот принцип отражается Библией, когда она говорит, что «бóльшая честь [имеется] в сравнении» (Евреям 3:3) Только Отец является Истинным Богом, в руке которого жизнь всего существующего, включая и жизнь самого Сына (Иоанна 6:57; Притчи 8:22-25). Его Сын открыто называет Отца Богом не только над всеми разумными созданиями, но и Богом над самим Сыном (Иоанна 20:17; Ефесянам 1:17; Откровение 3:12). Соответственно, Сын подчиняется Отцу, он ниже Отца, и всегда зависим от Отца (Иоанна 14:28; 1 Коринфянам 11:3; 15:27,28).

Показательно и то, что положение и власть, которыми обладает Сын, ранее не были его непременной собственностью, но были получены им от Отца - Всемогущего Бога.

 

«Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу» (2 Петра 1:17)


«Славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус» (Евреям 2:7-9)


«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» (Евреям 5:4,5)

 

Итак, мы рассмотрели слова Иисуса из Иоанна 5:23:


«…дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его»

 

Как можно было убедиться, «тринитарная» попытка представить эту фразу Иисуса в истолковании будто Сын является Всемогущим Богом, выявляет полную несостоятельность. Непосредственный контекст данного стиха, сама конструкция предложения, а также примеры использования Библией слова «чтить», говорят об обратном. Иисус отнюдь не пытался претендовать на ту славу, что по праву принадлежит лишь Отцу, Всемогущему Богу. Напротив, словами о почтении Сына Иисус обращал внимание слушателей на необходимость признания его роли в намерениях Того, Кого он сам считает Богом над собой. А потому каждому, кто желает угождать Богу, необходимо смиренно подчиниться и Божьему Сыну, который «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евреям 5:9).   


ЧИТАТЬ / СКАЧАТЬ В PDF


2 комментария:

  1. Отец не судит никого, а суд отдал Сыну?

    Так Отец вообще никогда не судил и раньше, судили - судьи Израиля, Цари и Первосвященники, теперь Сын, но это не делает их всех Богами и равными Отцу.

    ОтветитьУдалить
  2. Это надо иметь очень большую фантазию, чтобы увидеть здесь равенство. Ведь Иисус у сущности говорит "Вы знаете и уважаете Отца, укажите теперь и Сына, которого и послал уважаемый вами Отец. А если вы не уважаете Сына, вы не уважаете и Отца, чтобы вы не говорили в свое оправдание".

    ОтветитьУдалить

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...