«ИБО ОНИ ДЕВСТВЕННИКИ»
«НЕ ОСКВЕРНИЛИСЬ С ЖЕНАМИ»
БРАК ОСКВЕРНЯЕТ???
В ЧЕМ ЦЕЛЬ?
ВЫВОДЫ
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники…» (Откровение 14:1,4).
По мнению некоторых людей, данный библейский текст подразумевает буквальных христиан-девственников, никогда не вступавших в брак. Такое понимание может казаться удобным для поддержки церковного учения о целибате, отказе от брачной жизни. Тем не менее, действительно ли эти библейские стихи говорят о буквально девственных христианах, как о некоей особенной группе спасаемых?
«ИБО ОНИ ДЕВСТВЕННИКИ»
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что слово из Откровения 14:4 («девственники», παρθένον, № Стронга 3933) присутствует также и в известных словах Павла из 2 Коринфянам 11:2, где он говорит, что желает христиан «представить Христу чистою девою». Понятно, что под словом «девою» (т.е. буквально «девственницей») Павел подразумевал вовсе не буквальных девственников, избранных из всех христиан, а вообще всех учеников Иисуса, независимо от их брачного или безбрачного состояния, сохраняющих непорочность в глазах Бога.
В противном случае возникает явный диссонанс, учитывая, что тем же коринфским христианам Павел говорит о браке, как о вполне естественном состоянии: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Коринфянам 7:2). А в следующем своем послании апостол говорит вышеупомянутые слова о желании видеть их «чистыми девственниками». Впрочем, противоречие автоматически исчезает, если понимать выражение о «чистой деве» («девственнице») в символическом смысле, каким оно и является в действительности.
Примененное апостолом сравнение христиан с «девственницей» подчеркивало необходимость сохранения ими духовной чистоты, неосквернённости в глазах Бога (Сравните 2 Коринфянам 6:6; 1 Тимофею 4:12; Иакова 1:27; 3:17). Соответственно, и в известном тексте из Откровения 14:4 под «девственностью» христиан точно так же подразумевается их безупречная преданность Богу, а не некое отсутствие брачного жизненного опыта.
«НЕ ОСКВЕРНИЛИСЬ С ЖЕНАМИ»
А о чем говорит ближайший контекст слова «девственники» из Откровения 14:4? Более полная фраза звучит так:
«Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники…»
Как мы видим, эти христиане не просто названы «девственниками», но подчеркнуто, что они «не осквернились с женами». О каких «женах» здесь идет речь?
Слово «жены» в этом стихе представлено в множественном числе от греческого слова «γυναικα» (№ Стронга 1135). Это же слово далее мы вновь встречаем в Откровении 17:3, где оно используется применительно к пресловутой «жене»-блуднице, с которой «блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (стих 2). Как можно увидеть из 17-й главы Откровения, в блуд с этой символической «женой» так или иначе был вовлечен весь мир. Это невольно вновь отсылает нас к словам Павла к коринфским христианам, где апостол говорит:
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Коринфянам 6:15).
В Иакова 4:4,5 мы встречаем подобное же предупреждение:
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?»
Совершенно очевидно, что упомянутую в Откровении 17 и 18 главах «жену», представленную также в качестве «блудницы», не следует понимать, как некую буквальную женщину. Она и связанный с ней блуд являются символами духовного осквернения, в котором погряз весь отчужденный от Бога мир. Отсюда следует логичный вывод, что и указанная в Откровении 14:4 «неоскверненность с женами», с использованием аналогичного слова «жены» («γυναικων»), подразумевает вовсе не буквальную человеческую девственность, а состояние духовной чистоты христиан в глазах Бога.
БРАК ОСКВЕРНЯЕТ???
Но вернемся к мнению будто бы в Откровении 14:4 речь идет о буквальных христианах-девственниках. Просто рассмотрим такое предположение. В этом случае перед нами неминуемо встанут весьма непростые вопросы. Например…
«Это те, которые не осквернились с женами…» (Откровение 14:4) – если понимать данный стих буквально, то придется заключить, что брак якобы оскверняет христианина! Но разве где-то в Писании мы найдем подобную мысль? Разве Бог, являющийся законодателем брака, когда-либо говорил, что жена может осквернить мужа лишь тем, что вышла за него замуж? Или может, где-то в Библии мы встретим мысль, что брак сам по себе уже представляет собой некую нечистоту?
Наоборот, еще на заре человечества Бог указал людям на важность вступления в брак, создания семьи и рождение детей (Бытие 1:27,28; 2:18,24). Причем, с точки зрения Бога, такое устройство относилось к тому, что было им названо как «хорошо весьма» (Бытие 1:31). В свою очередь Иисус назвал брак тем устройством, которое «Бог сочетал» (Матфея 19:4-6).
Итак, в Божьем Слове мы не находим даже намека на мысль, будто бы брачное устройство служит неким осквернением для любящих Бога людей. В конце концов, если бы люди не вступали в брак, у них бы просто не было потомков, что привело бы к элементарному исчезновению человеческого рода. Уже по одной только этой причине идея об «оскверняющем» безбрачии выглядит крайне нелепо!
Сами апостолы состояли в браке и не считали это чем-то предосудительным, как это видно из слов Павла:
«Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1 Коринфянам 9:5).
«Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Коринфянам 7:2).
Согласно другому указанию из Нового Завета, определяющему требования для достойных мужчин собрания, «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тимофею 3:1,2). Как видно из данного библейского текста, непорочность и брак между собой никак не противоречат, они даже упомянуты друг за другом.
Вместе с тем, апостол Павел в 1 Коринфянам 7:35-40 описывал преимущества безбрачной жизни, что позволяло бы христианам уделять больше времени и внимания служению Богу. Тем не менее, это не было каким-либо указанием, определяющим особую будущую награду для безбрачных христиан. Павел лишь показывал плюсы и минусы вступления в брак, поясняя, что «таковые будут иметь скорби по плоти» (1 Коринфянам 7:28). Более того, из самого же пояснения Павла в 7-й главе видно, что этот принцип он применял не исключительно к девственным по плоти христианам, но и к тем, кто уже когда-то был в браке или остается в нем до сих пор (1 Коринфянам 7:8-16,27,39,40). А если христианин (или христианка) уже имел опыт брачной жизни, а теперь остался (или останется в будущем) без брачного спутника, то, разумеется, он не мог бы считаться сохранившим девственность, даже если всю оставшуюся жизнь уже никогда не вступит в новый брак. И это дополнительный факт, поясняющий, что слова Павла из 7-й главы 1 Коринфянам вовсе не касались некоей особой награды на небесах для тех, кто решил бы не вступать в брак.
В таком случае как относиться к этой странной идее о безбрачии, как о некоем условии для особой награды от Бога? Действительно ли такова воля Господа? Увы, наоборот, Божье Слово дает следующее предупреждение:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тимофею 4:1-3).
Как видно из данного библейского текста, идея обязательного безбрачия абсолютно противоречит воле Бога! Те, кто пытается будто брак является чем-то неправильным, названы Господом «лицемерными лжесловесниками», подверженным «бесовским учениям».
В ЧЕМ ЦЕЛЬ?
И последнее, что обращает на себя внимание в странной идее о буквальных «девствениках» – в чем ее цель? В этой теории слишком много усложняющих ее условностей. А они в свою очередь вызывают дополнительные вопросы.
Почему Богу на небе нужны именно девственные христиане? Они чем-то духовнее, крепче в вере, чем те, кто когда-то вступил в брак? Чем девственность была бы привлекательнее в глазах Бога?
Если для Господа «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского», то почему должна иметь значение их девственность? (Галатам 3:28; Сравните Римлянам 10:12; 1 Коринфянам 12:13; Колоссянам 3:11).
А как быть с теми, кто был в браке еще до того, как уверовал? Их преданность окажется менее угодной Богу? (1 Коринфянам 7:10-16)
Существуют ли какие-либо указания Христа или апостолов, согласно которым буквальная девственность имеет некое обязательное условие для особой награды? Отделял ли Христос девственных христиан от иных? И в чем был бы смысл такого разделения?
Апостолы тоже не удостоились такой чести, учитывая, что они не были буквальными девственниками? (1 Коринфянам 9:5). Они не будут «стоять с Агнцем на горе Сион»? (Откровение 14:1).
Почему начало судебного вмешательства Бога должно быть напрямую связано с окончанием «запечатления» именно девственных христиан? Почему якобы только буквальные девственники должны были получить «печати» на свои лбы? (Откровение 7:1-4; 14:1).
Кроме того, если упоминание «девственников» из Откровения 14:4 понимать буквально, то в таком случае нужно будет буквально воспринять и дополнительные указания относительно этой группы христиан. В частности, фраза «не осквернились с женами» должна подразумевать «девственников» исключительно мужского пола. А предшествующее упоминание этих же христиан из Откровения 7:4-8 аналогичным образом нужно воспринимать как указание на их непосредственную еврейскую национальность, причем в строгом разграничении по принадлежности к 12 израильским коленам.
Но и с буквальным пониманием перечисленных в Откровении 7:4-8 израильских колен возникают трудности. В Израиле никогда не было племени Иосифа. Более того, левиты были отделены для служения при храме и так же, как и «племя Иосифа», не входили в число 12 племен (Чис. 1:47-49). К тому же в этот список не включены племена Ефрема и Дана (Сравните Чис. 1:4—16).
Что мы получаем в итоге? Если продолжать настаивать на буквальности данных образов, то выходит, что речь должна идти о некоей странной группе христиан, которые:
1) Девственники.
2) Мужчины.
3) Евреи по национальности.
Но сможем ли мы найти указание в Новом Завете, оговаривающее некую особую награду и роль для христиан именно с таковыми характеристиками? Вряд ли…
ВЫВОДЫ
Итак, к каким выводам мы приходим в результате исследования данного вопроса?
Совершенно очевидно, что упомянутые в Откровение 14:4 христиане с небесной надеждой (144 тысячи) названы «девственниками» вовсе не в буквальном смысле этого слова, а в символическом. То же самое греческое слово применил апостол Павел, когда писал, что желает христиан «представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Тем не менее, Павел не имел в виду, что он подразумевал некую буквальную девственность, но использовал это понятие в символическом значении.
Выражение «не осквернились с женами» так же следует понимать в переносном смысле. Нигде в Библии мы не найдем учения о том, что такое Божье устройство как брак, является чем-то нечистым. Многие служители Бога состояли в браке, причем, их жены тоже были преданными поклонницами Господа. Апостолы были женатыми людьми. При этом в новозаветных посланиях неоднократно указывалось на важность соблюдения брачного союза в чести и достоинстве. Соответственно, описание 144 000 небесных сослужителей Христа в качестве тех, кто «не осквернились с женами», подразумевает не их безбрачный образ жизни на земле, а неоскверненность мирскими безбожными учениями, подобными тем, что распространяла по земле символическая «жена-блудница» из 17-й главы Откровения.
В конечном счете даже сторонники идеи о буквальных девственниках на небе не могут вразумительно объяснить, для чего Бог стал бы оказывать особую честь именно такой группе людей. Более того, следуя такому буквализму, неминуемо придется признать, что те избранные не только девственники, но еще и исключительно мужчины, причем только христиане еврейской национальности, при этом равно разделенные по принадлежности к 12 израильским коленам, некоторые из которых даже не соответствуют их строгому порядку…
Как видим, теория о буквальных девственниках на небе не в силах найти подтверждения в Библии. Наоборот, Священное Писание всесторонне разоблачает такое учение. Причина тому очевидна – это учение не Божье, а человеческое (Марка 7:7,8).
Читайте также статью "144 000": кого они представляют?
Комментариев нет:
Отправить комментарий