"Бог" ("элохим", "теос")
"Господь" ("адон", "кириос")
Понятие "Бог" в прошлом
Бог Всемогущий, Истинный
В беседе с тринитариями обязательно прозвучит довод, что Иисус является Богом, потому что в некоторых библейских текстах о нем говорится как о «Боге». И будет ссылка на Исаия 9:6 или Иоанна 20:28. «Вот видите, к Сыну применимо выражение "Бог", - попытается сделать заключение собеседник. – Значит, Иисус и есть Бог».
Разумеется, Иисус по праву назван «Богом». Впрочем, не только Иисус, но и многие другие личности – небесные и земные – Библией тоже именуются «Богами». (Причем, здесь стоит помнить, что в древнем библейском тексте отсутствовали заглавные буквы, а потому слово «бог» во всех случаях писалось одинаково, обычными строчными буквами). И что же теперь? Мы будем так же автоматически считать ангелов и людей, названных в Библии «Богом», некими тайными ипостасями Всемогущего Творца? Или все-таки поставим перед собой цель разобраться, почему в Библии слово «Бог» нередко применяется и к его творениям? И какой смысл в Писании несет это выражение, помимо значения Всемогущего Творца?
"Бог" ("элохим", "теос")
Итак, чтобы разобраться в этом интересном вопросе, мы заглянем непосредственно в древнееврейский и древнегреческий тексты Священного Писания. Внимательный анализ текстов свидетельствует о том, что…
Выражение «Бог» / «бог» в еврейском языке представлено словом «элохим» (אֱלהִים , Номер Стронга: 0430). В греческом языке это же выражение передано словом «теос» (Θεός , Номер Стронга: 2316). Еврейское «элохим» является производным от слова «эл» («эль»), т.е. «могущественный», «имеющий силу». На этот момент следует обратить особое внимание! По сути, еврейское выражение «Бог» («элохим») означает того, кто «обладает мощью», «имеет силу». Это позволяет понять, почему в Библии выражение «Бог» («элохим» и «теос») нередко применяется не только к самому Всемогущему Творцу, но и к другим личностям – тем, кто был наделен особой властью или возможностями. Например…
В Псалме 81:1,6,7 мы встречаем пример того, как Бог Всемогущий обращается к людям, наделенных властью, называя их, как и себя, «богами».
«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».
В последующем Иисус сослался на этот отрывок, подтверждая ту же мысль:
«Не написано ли в законе вашем: "Я сказал: вы боги?" Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» (Иоанна 10:34,35).
В еврейском тексте во всех местах с упоминанием слова «Бог» стоит одно и то же выражение «элохим». В свою очередь в греческом варианте данного текста (Септуагинте) присутствует аналогичное выражение «теос». Очевидно, что Библия применяет понятие «Бог» и к самому Создателю, и к его творениям, с чем согласны многие библейские комментаторы. Так, в труде «Лингвистический и экзегетический ключ» Роджерса отмечается, что «в еврейском Писании правители называются богами» (Комментарий к Иоанна 10:34).
Интересен также пример греческого варианта Исход 22:28, который представлен в Синодальном переводе так:
«Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».
В Септуагинте вместо выражения «судей» стоит «теос» во множественном числе (т.е. «боги»). Видимо, по этой причине в «Церковно-Славянской Библии» вариант перевода представлен как «Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла».
Понятие «Бог» применяется в Писании не только к наделенным властью людям. Точно так же Всемогущий Бог назвал и своего помазанника Моисея, когда посылал его с миссией освобождения своего народа из Египта. Так, Бог сказал Моисею:
«Ты будешь ему вместо Бога […] Я поставил тебя Богом фараону» (Исход 4:16; 7:1).
Таким же образом, спустя века, об апостоле Павле люди, восхищенные проявленной через него силой свыше, «говорили, что он Бог» (Деяния 28:6). Как и стоило ожидать, во всех этих случаях в еврейском тексте стоит слово «элохим», а в греческом – «теос», т.е. «Бог». В каком смысле Моисей или Павел могли называться «Богами»? Разумеется, не потому, что они якобы были частью личности Творца. Но для посторонних людей было очевидно, что за этими посланниками стоял Бог, который руководил ими и проявлял через них свою великую силу. По сути, они были представителями Бога, что и позволяло им действовать от лица Бога, как Бог.
Вместе с тем мы можем наблюдать, как тот же принцип Библия применяет и к небесным сыновьям Бога – его ангелам (Иов 1:6; 2:1; 38:7). В известном смысле ангелы тоже именуются «Богами». Убедиться в том можно, открыв Псалом 8:6, где мы читаем:
«Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его».
В древнем тексте под выражением «ангелы» здесь стоит все то же слово «элохим» во множественном числе, – т.е. буквально «пред Богами». По этой причине во многих библейских переводах в данном стихе использованы выражения «Богом», «Божества», «богами», «богоподобными». Тем не менее, читателю этого стиха понятно, что речь идет не о самом Боге, а о его ангелах. Это подтверждается и тем, что апостол Павел в последствии процитировал данный отрывок, упоминая непосредственно ангелов (Евреям 2:7).
В другом случае, когда Маной и его жена увидели ангела, то сказал, что они «видели Бога» (Судей 13:22). Об Иакове говорится как о том, кто «боролся с Богом, он боролся с Ангелом» (Осия 12:3,4). Как и в предыдущих примерах, в еврейском и греческом текстах в данных стихах соответственно применены слова «элохим» и «теос», переведенные как «Бог». При этом и Маной, и Иаков прекрасно осознавали, что имели дело не лично с Богом, а с его ангелом.
Собственно, в Библии даже Сатана называется "богом ("теос") века сего" (2 Коринфянам 4:4). В библейском словаре Кёлера и Баумгартнера на странице 134 ангелы называются «(отдельные) богоподобные существа, боги». А на странице 51 о них говорится как об «(отдельно взятых) богах», там же приводятся Бытие 6:2; Иов 1:6; 2:1; 38:7 (Koehler L., Baumgartner W. «Lexicon in Veteris Testamenti Libros»).
Итак, Священное Писание применяет выражение «Бог» не только к Всемогущему Богу, но и к влиятельным людям, подчеркивая тем самым их земную власть. «Богом» также именовались и его верные земные служители, посланные им и действующие от его лица. Кроме того, под «Богом» подразумевались и небесные создания – Божьи ангелы. Подобные многочисленные примеры дают понять, что слово «Бог» («элохим», «теос») в Священном Писании имеет значительно большее применение, не ограничиваясь только личностью самого Создателя.
"Господь" ("адон", "кириос")
А что можно сказать об использовании в Библии другого известного выражения – «Господь»? Применимо ли оно только к Истинному Богу? Давайте проведем подробный текстологический анализ того, как данное слово используется в Библии.
Выражение «Господь» в еврейском тексте Священного Писания представлено словом «адон» и производным от него «адони» (אָדוֹן , Номер Стронга: 0113), а также родственным выражением «адонай» (אֲדני , Номер Стронга: 0136) В греческом тексте Септуагинты присутствует эквивалент данного слова «кириос» (κύριος , Номер Стронга: 2962). И в том и в другом случаях эти слова имеют одинаковые буквальные значения – «господин, государь, повелитель, хозяин» (Сравните Бытие 23:6,11,15; 24:12; Числа 12:11).
Что важно – в библейском тексте выражения «адон» и «кириос» широко применяются не только к Истинному Богу, но и к обычным людям. Так, например, в греческом тексте Бытие 24 главы, в 35 стихе «кириос» («Господь», в Синодальном переводе) применяется к Всемогущему Богу, а в 37 стихе то же самое слово относится к Аврааму, но переведенное уже в форме «господин».
(Сравните также применение данного выражения в текстах Бытие 18:12; 23:6,11,15; 24:9,10,12,14; 24:18,27,35-37,39,42,44,48,49,51,54,56,65; 27:29; 31:35; 43:20; Исход 21:6; Числа 12:11; Судей 6:13; Матфея 6:24).
Аналогичное по значению еврейское слово «адон» («адони») используется в библейском тексте подобным же образом. Во многих стихах «адон» («господин», «хозяин») применяется по отношению к людям, имеющим власть и положение в обществе. Вместе с тем это же слово используется и при указании на Бога, но уже будучи переведенным в современных переводах в форме выражения «Господь» (Сравните Псалом 8:2,10; 96:5; 146:5; Исаия 1:24; 3:1; 10:16,33; Михей 4:13; Захария 4:14; 6:5). В частности, в Исаия 19:4 данное слово одновременно используется к земному царю и Истинному Богу.
Все вышеперечисленное находится в полном согласии со утверждением Писания в 1 Коринфянам 8:5, где Божье Слово говорит, что "есть много богов и господ много".
Понятие "Бог" в прошлом
К каким выводам в итоге мы побуждены прийти? Если быть предельно объективным, то следует признать, что Библия, используя выражения «Бог» или «Господь», не делает для данных понятий того строгого смыслового ограничения, которое стало принято в современном обществе. Сегодня для людей эти выражения автоматически подразумевают исключительно Создателя. Какие-либо иные варианты понимания этих слов, как правило, неактуальны. Поэтому первой реакцией человека, встречающего в Библии выражение «Бог» или «Господь», становится ассоциация носителя данной характеристики с Истинным Богом.
Но реальность такова, что в эпоху написания Библии в иудейском (равно как и в античном) обществе понятия «Бог» и «Господь» носили заметно более широкое значение и применялись к разным личностям, а не только к Творцу. Так как сами эти выражения в еврейском и греческом языках буквально означали тех, кто обладал властью, влиянием и могуществом, вполне естественно, что они применялись и к земным правителям, начальникам, главам семей, а также к пророкам, апостолам и т.д. Многочисленные примеры тому мы могли рассмотреть выше.
Так, блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII века), комментируя один из подобных примеров в Деяниях 28:6, признает, что в античном мире "имели обычай всякого, кто сделает что-либо необыкновенное, называть богом, подобно тому как древние называли богами тех, кто, физической ли силой, как Геракл, совершал более великие подвиги, чем его современники, или сводил зрителей с ума искусством магии, как Симон в Самарии" ("Толкование на Деяния святых Апостолов").
Удивительно ли в таком случае, что в некоторых библейских стихах Божий Сын тоже называется «Богом», т.е. тем, кто имеет власть и величие? Да, в этом известном смысле Иисус по праву мог называться "Богом" ("теос"), подобно тому, как это же название в Библии применяется ко многим другим личностям.
В свою очередь это объясняет, почему ряд т.н. «апостольских мужей» и доникейских «отцов церкви» в своих трудах могли применять к Иисусу выражение «Бог» («теос»). Называя Сына «Богом», эти писатели не делали ничего необычного, так как использовали хорошо известную в их время характеристику, указывающую на его власть, полученную им от Небесного Отца. Вместе с тем, учение о т.н. Троице ими не поддерживалось. Как известно, в первых веках христианства в церкви преобладал взгляд, который сегодня богословы называют «субординационистским» - т.е. подчеркивающим подчиненное отношение Сына к Отцу (Сравните Иоанна 14:28; 1 Коринфянам 11:3; 15:27,28).
Впрочем, подобное нарицательное применение понятия «Бог» в литературе использовалось вплоть до недавнего времени. Достаточно вспомнить отечественных российских классиков. Вот, например, как они писали о царе Петре I:
«Он Бог, он Бог твой был, Россия!» (Ломоносов, 1743 г.)
«Не верим, что он един от смертных был, Но в жизнь его уже за Бога почитали» (Ломоносов, 1750 г.)
«Ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю» (Ломоносов, 1755 г.)
«Как Бог, великий провиденьем Он все собою озирал… Поднесь вселенну изумляет Величие его чудес… Премудрый ум не постигает, Не Бог ли в нем сходил с небес? Неси на небо гласы, ветр: Бессмертен ты, великий Петр!» (Державин, 1776 г.)
Даже если брать наше время, то мы так же можем увидеть подобные примеры. В частности, сегодня широко используется выражение "президент". Первая ассоциация в связи с данным словом может указывать на президента страны, главу государства. Однако носить такой же титул могут и другие лица, например, "президент компании", "президент клуба", президент" научной или международной организации и т.д. Так или иначе, это выражение подразумевает человека, облеченного особой властью. Тем не менее, такая власть может в корне отличаться, в зависимости от того, какими именно полномочиями и в какой сфере обладает тот или иной "президент".
Бог Всемогущий, Истинный
Но как в таком случае можно определить того, кто является Истинным Богом, Создателем и Верховным Владыкой всего существующего? Священное Писание предоставляет четкий ответ на этот вопрос. Писатели Библии, хотя и применяли привычные для своего времени выражения «элохим» и «теос» к другим лицам, но в то же время ясно выделяли Всемогущего Бога, в руках которого находится жизнь всех его творений (Иов 34:14, 15; Откровение 4:11). Только он называется в Библии Небесным Отцом, и только ему должны быть обращены все молитвы людей (Матфея 6:9; Иоанна 16:23; Ефесянам 5:20).
Мы можем вспомнить стих из Исаии 9:6, где Божий Сын пророчески именуется «Эл Гиббо́р» (גּבוֹר אֵל), т.е. «Бог крепкий» или «Бог сильный». Использованное слово «сильный» часто применяется в Библии при описании грозных и опытных воинов (Сравните Бытие 10:9; И.Навин 6:1; П.Песней 3:7). Тем не менее, только к его Отцу, Истинному Богу Писание применяет выражение «Эл Шадда́й», т.е. «Бог Всемогущий» (שַדַי אֵל) (Бытие 17:1; Иов 8:3,5; Иоиль 1:15).
Библия называет Небесного Отца Всемогущим Богом, достойным благоговения, поклонения и молитв. Он тот, кого считает «своим Богом» и сам Иисус и кому подчиняется он сам (Матфея 27:46; Иоанна 20:17; Ефесянам 1:17; Откровение 3:12). Он Истинный Бог, чье имя должно освящаться и прославляться (Матфея 6:9).
«Я Иегова; это Моё имя» (Исаия 42:8).
«Чтобы они узнали, что один Ты, чьё имя — Иегова, Есть Всевышний над всей землёй» (Псалом 83:18).
(Восстановительный перевод).
Комментариев нет:
Отправить комментарий