пятница, 11 февраля 2022 г.

"Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1 Коринфянам 13:10)



НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН ИЛИ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ?
«ЗЕРКАЛО»
«ПОЛНОЕ, ЗРЕЛОЕ» («τέλειον»)
ПРИОРИТЕТ ЛЮБВИ НАД «МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ»


Раннее христианское собрание апостольского века было наделено Богом особыми дарами, среди которых выделялись такие дары как исцеления, говорения на языках и совершение могущественных дел (1 Кор. 12:7-11). Книги Нового Завета содержат немало примеров того, как ранние христиане использовали эти дары в своем служении (Деяния 2:1-11; 3:1-9; 10:46; 19:11,12; 28:9). Все это в конечном счете служило делу свидетельства среди иудеев и язычников о том, что благоволение Истинного Бога отныне покоится на апостолах и других учениках Иисуса, а не на Израиле по плоти (Деяния 2:22; 1 Коринф. 14:22; Евреям 2:4). 

В этой связи возникают вопросы: Должны ли были данные дары сохраняться и в дальнейшем – т.е. после завершения «апостольского века» (1 века н.э.)? Как в связи с этим следует понимать слова апостола Павла – того, кто, пожалуй, более всех других вершил могущественных дел, - что подобные дары в дальнейшем должны будут «упраздниться»? В этой статье мы постараемся более глубоко исследовать интересующую нас тему и найти не только ответы на заданные вопросы, но и их обоснование.


Итак, в 1 Коринфянам 13:8-12 мы читаем известные слова апостола Павла:
 

"Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан".


Как можно убедиться, Слово Бога достаточно четко свидетельствует о будущем прекращении подобных могущественных дел, даров духа. Там же объясняется и причина их прекращения – такого рода дары являлись лишь чем-то «отчасти», т.е. имеющими не главное, а только частичное, и потому временное значение.



НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН ИЛИ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ?



Тем не менее следует спросить себя: Когда именно должны были прекратиться такие проявления даров духа? Сразу же по завершении «апостольского века», т.е. после смерти апостолов? Или, возможно, только в далеком будущем, например, во время Второго Пришествия Христа? Многие защитники идеи продолжения действия даров духа, особенно представители харизматических движений, придерживаются второй версии. Однако внимательное исследование интересующего нас библейского текста побуждает прийти к первому варианту ответа: данные дары духа должны были прекратить свои проявления к концу 1 века. Почему можно так утверждать?

В 10 стихе вышеозвученного текста подчеркивается, что́ именно должно было стать причиной прекращения даров духа: «Когда придёт СОВЕРШЕННОЕ, то, что отчасти, упразднится». Именно появление того, что в этом стихе называется «совершенным», сделало бы в дальнейшем ненужным подобные могущественные дела. Никаких иных причин не приводится. Но что же следует понимать под словом «совершенное»?

Под «совершенным», которое должно прийти, подразумевается завершенное Слово Бога в виде полностью сформированного библейского канона – всей Библии, включая как Ветхий, так и Новый Заветы. После того, как христианское собрание получило бы от Бога такое окончательное руководство, а неверующие – величайший для себя источник свидетельства, необходимость в прежних методах подтверждения мудрости и величия Бога отпадала сама собой. Если до той поры разного рода могущественные дела, в частности, «языки — [были] знамением… для неверующих» (1 Коринф. 14:22), то отныне действие Божьего духа с особой силой проявлялось через Его богодухновенное Слово, включая Новый Завет. 

" ...Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тимофею 3:15-17).


"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евреям 4:12,13).


«ЗЕРКАЛО»



Но здесь разумно ожидать еще один вопрос: На каком основании делается вывод, что упомянутое апостолом Павлом «совершенное» подразумевает полный библейский канон? Как уже упоминалось, некоторые считают, что в данном библейском тексте Павел имел в виду события грядущего Второго Пришествия, во время которого и произойдут подобные изменения. При этом акцент делается на 12 стих, который в Синодальном переводе звучит так:    
     
"Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Коринф. 13:12).

Суть толкования этого отрывка сторонниками данного мнения такова: как сквозь тусклое стекло сложно четко разглядеть предметы, так и нам сегодня сложно в совершенстве познать Бога, что станет возможным лишь в будущем, когда придет Христос. Возможно это и звучит красиво, но все же не согласуется с контекстом данного стиха. Дело в том, что в древнем тексте в этом месте нет выражения «тусклое стекло». Вместо него стоит слово «εσόπτρου», что означает «зеркало». Это же слово еще раз встречается в Иакова 1:23. А потому смысл данного стиха несколько меняется. Понятно, что Библия здесь имеет в виду не попытку через некое образное стекло рассмотреть КОГО-ТО или ЧТО-ТО, а стремление христианина лучше увидеть волю Бога относительно САМОГО ХРИСТИАНИНА. Ведь именно такой цели и служит зеркало, тем более что Коринф славился изготовлением бронзовых зеркал.

«В греческой литературе зеркало символизировало ясность и самопознание (Conzelmann). Древние зеркала делали из полированного металла, коринфские зеркала пользовались известностью» («Роджерc К. Л. «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету»).  

Если мы при этом обратимся к упомянутому тексту Иакова 1:23, содержащем то же слово, то нам станет лучше понятен смысл этого примера. Иаков пишет:

"Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии" (Иакова 1:21-25). 
 


Как можно убедиться, под «зеркалом» подразумевается Божье Слово, позволяющее христианину увидеть себя в свете Божьего «совершенного закона», дающего руководство и понимание (Исаия 48:17,18). «Принимая насаждаемое слово», «вникая в закон совершенный», христианин пожинает благословения от Бога (Иак. 1:25). Библейский комментатор Дж. Роналд Блу в этой связи пишет следующее:

«Если мы смотримся в «зеркало» слова Божьего, это налагает на нас определенную ответственность… Вникать в слово Божье и быть готовым его исполнять – вот ключ к духовному росту и возмужанию. Греческое слово «паракипсас», переведенное как «вникнет», буквально означает: «низко наклониться», с тем, чтобы было лучше рассмотреть». 


Подобный смысл несет и указание на «зеркало» Божьего Слова в 1 Коринфянам 13:12, где апостол Павел приводит аналогичный пример с его рассматриванием с целью лучшего понимания воли Бога, что в свою очередь, приведет к духовному росту и возмужанию христианина. На тот момент, когда Павел писал эти слова, канон Нового Завета лишь начинал формироваться (существовали только Евангелие от Матфея, Послания Галатам и Фессалоникийцам), по причине чего он и пишет: «теперь знаю я отчасти». После завершения написания всей Библии доступ к познанию о Боге открылся бы во всей полноте, что отражено в словах апостола: «а тогда познаю, подобно как я познан». Другими словами, каждый христианин смог бы точно знать, что от него ожидает Бог и каким Он хочет его видеть.

Таким образом становится очевидным истинный смысл текста из 1 Коринфянам 13:12, подразумевающий не события грядущего Второго Пришествия, а значение для формирования христианской веры полного библейского канона.



«ПОЛНОЕ, ЗРЕЛОЕ» («τέλειον»)



Сравнивая 1 Коринфянам 13:10-12 с аналогичным примером из 1-й главы Иакова, нельзя не обратить внимание и на другой важный факт. Во-первых, что означает само выражение «совершенное», которое стоит в 1 Коринфянам 13:10 в Синодальном переводе? В древнем тексте в этом месте присутствует греческое слово «τέλειον», что буквально несет в себе понятие «полный», «законченный», «зрелый», «совершенный».


"А когда придет полнота [«τέλειον»], неполное упразднится" (1 Коринфянам 13:10, Открытый перевод).



Это же слово встречается также в Иакова 1:25 – «Но кто вникнет в закон совершенный [«τέλειον»], закон свободы…» Как уже отмечалось, Иаков обращал внимание христиан на необходимость пристального всматривания в Божье Слово. Именно это Слово и несет в себе «совершенную», «полную» суть Божьего откровения, знаний, столь необходимых для духовного возрастания христианина. В свою очередь данный пример предоставляет дополнительные основания для вывода, что под «совершенным» [«τέλειον»] в 1 Коринфянам 13:10 подразумевается полный, окончательно сформировавшийся канон Библии.

  
Упомянув в 1 Коринфянам 13:10 о «совершенном», или «полном» [«τέλειον»], в следующей 14-й главе апостол Павел снова использует это же слово, вновь применяя его к вопросу о важности познания Божьей воли:

"Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни [«τέλειον»](1 Коринфянам 14:20).

Аналогичным образом во 2-й главе своего послания Павел говорит о «зрелости» [«τέλειον»], в контексте противопоставления Божьей мудрости – знаниям человеческим:

«Чтобы вы поверили не в человеческую мудрость, а в Божью силу. Мудрость мы возвещаем среди людей зрелых [«τέλειον»], но эта мудрость — не такая, как в этом мире» (1 Коринфянам 2:6, перевод Десницкого).

Эту же мысль апостол Павел неоднократно подчеркивает и в других своих посланиях:

"Нам всем, духовно зрелым [«τέλειον»] людям, следовало бы так смотреть на вещи" (Филиппийцам 3:15, Новый русский перевод).

 

е из нас, кто достиг духовной зрелости [«τέλειον»] , должны мыслить и чувствовать так!" (Филиппийцам 3:15, перевод РБО). 



"Мы возвещаем о Нем, наставляя и уча каждого человека. Мы используем всю мудрость, чтобы сделать каждого зрелым [«τέλειον»христианином" (Колоссянам 1:28, Новый русский перевод). 

"Мы провозглашаем Его, наставляем и поучаем каждого со всей доступной нам мудростью, чтобы всякого представить Богу духовно возмужавшим [«τέλειον»] во Христе" (Колоссянам 1:28, перевод Библейской Лиги, ERV).

 

"...Чтобы твердо стояли вы, как зрелые [«τέλειον»христиане, полные решимости творить волю Божию" (Колоссянам 4:12, перевод Кулакова).



Как можно заметить, во всех приведенных примерах выражение «τέλειον» применяется Павлом в свете важности возрастания христианина в понимании воли Господа. При этом абсолютно очевидно, что во всех случаях речь идет вовсе не о делах далекого будущего, связанного с концом злого мира. Павел однозначно говорит о том, что ожидалось от христианина УЖЕ СЕЙЧАС. Он упоминает как тех христиан, чей духовный рост — ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ, или ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ — был уже очевиден, так и других – кому следовало стремиться к ТАКОЙ духовной зрелости. И это служит лишним подтверждением того, что под «совершенным» [«τέλειον»] в 1 Коринфянам 13:10 апостол Павел точно так же подразумевал возможность особого познания Бога, которое открылось бы в виде завершенного Божьего Слова – всей Библии, включая полный Новый Завет.



Но вернемся к 13-й главе 1 Послания Коринфянам. После известных строк с 8 по 10 стихи, указывающих на прекращение действия духовных даров в виде особых могущественных дел, апостол Павел приводит интересное сравнение:

"Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по— младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Коринфянам 13:11,12).


Выше мы уже рассматривали смысл стихов 8-10, а также 12 стиха. Чем же интересен пример из стиха 11? Здесь следует задаться вопросом: Почему сразу после указания на упразднение «того, что отчасти», апостол использует пример с тем, как рассуждает младенец? Если в этом связь? Есть, причем, самая непосредственная! Младенец говорит и рассуждает сообразно своему уровню познания. По мере своего дальнейшего умственного развития и жизненного опыта ребенок становится зрелым человеком. То же самое относится и к христианину касательно его духовного взросления. В других посланиях Павел подчеркивает эту мысль следующими словами:

"В ответ на милости Божьи призываю вас, братья, отдать Ему тела ваши как жертву живую, святую и богоугодную — осмысленно служить Ему. И не подстраивайтесь под этот век, но преображайтесь обновлением своего ума, чтобы вам распознавать, какова воля Божья: добрая, угодная и совершенная" (Римлянам 12:1,2, перевод Десницкого).


"Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины"  (Ефесянам 4:20-24).

 

Последний текст особенно примечателен, но не только потому, что побуждает христиан к духовной зрелости в познании Христа. Данные слова являются контекстом предыдущих слов апостола Павла из той же главы, стихов 13,14. Мы будем к ним особенно внимательны, так как они, по сути, напрямую перекликаются с уже известными нам словами Павла из 1 Коринфянам 13:9-11. Итак, мы читаем:   


"Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного [«τέλειον»], в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Ефесянам 4:13,14).


Как и в тексте 1 Коринфянам 13:9-11, данные слова Послания Ефесянам так же обращают наше внимание и на «зрелость» (в тексте здесь стоит все то же слово «τέλειον»), и на духовное «младенчество», и при этом напрямую подчеркивают их зависимость от точного знания Сына Бога. Данный текст во многом служит ключом к пониманию 1 Коринфянам 13:9-11. Апостол Павел здесь, по сути, более подробно объясняет сказанное им в том послании, показывая, что «полное» (или «совершенное», «зрелое», «оконченное» [«τέλειον»]) подразумевает духовную зрелость христианина, возможную на основании точного знания истины из Слова Бога. (Сравните также Ефесянам 4:12,13 и 2 Тимофею 3:16,17).

Эта мысль еще раз раскрывается Павлом в его Послании Евреям, где он пишет следующее:


"Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным  [«τέλειον»], у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству [«τελειότητα»](Евреям 5:12-6:1).


Как и в вышерассмотренных текстах Посланий Коринфянам и Ефесянам, в данных стихах Павел использует пример духовного «младенца», противопоставляя ему духовно «зрелых» [«τέλειον»] христиан. В Евреям 6:1 он применяет также родственное слово «τελειότητα», несущее практически то же самое значение «зрелости, совершенства, полноты». И опять же, в данном отрывке налицо уже хорошо знакомая нам мысль о прямой зависимости «зрелости» [«τέλειον»] от полноценного духовного питания «священными словами Бога». Здесь нет и намека на некое ожидание подобной «полноты», связанным со Вторым Пришествием Христа. Наоборот, как видно из всего текста (Евреям 5:11 – по 6:1), эту «зрелость» («полноту») христианам следовало приобретать уже сейчас, углубляясь через Божье Слово в открытые им библейские истины


Итак, с помощью 4-й главы послания Ефесянам мы получаем более четкое понимание сути сказанного автором обоих посланий в 13-й главе 1 Послания Коринфянам. Рассмотренные нами стихи Послания Ефесянам сосредоточивают внимание христиан на необходимости УЖЕ СЕЙЧАС стремиться к духовной зрелости и связывает это с точным пониманием истин из Слова Бога. Соответственно, в 1 Послании Коринфянам апостол Павел, используя те же самые наглядные примеры и выражения, подчеркивал ту же мысль, говоря о возможности духовной «полноты» («зрелости»), чему содействовал бы полностью завершенный канон Божьего Слова (что и произошло к концу 1 века). И это не имело никакого отношения к вопросам грядущего Второго Пришествия, как могут считать некоторые. 



ПРИОРИТЕТ ЛЮБВИ НАД «МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ»



13-я глава 1 Послания Коринфянам завершается следующими словами:

"А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Коринфянам 13:13).

Если мы вновь обратимся к 4-й главе Послания Ефесянам, то снова обнаружим общее пересечение контекста, в данном случае, подчеркивающего преимущество любви над знанием.

о истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Ефесянам 4:15).

В другом своем послании Павел еще раз затрагивает эту мысль, когда говорит:
 
"Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства [τελειότητα](Колоссянам 3:14).

Все эти примеры объединяет общая идея, которая наглядно отражена в 13-й главе 1 Послания Коринфянам: любые сверхъестественные знания, дары в виде могущественных дел должны были упраздниться, уступив место главному – познанию Бога и его любви. Почему это так? Постигая Божью любовь и пребывая в ней, христианин неизменно начинал отражать ее на других. Это и должно было стать наивысшим даром духа, доверенным ему Богом (1 Коринфянам 16:14). По этой причине все остальные сверхъестественные «дары», с точки зрения Господа, носили лишь временный характер, так как не несли в себе должной пользы. (Показательно, что греческое слово «упразднится» (καταργηθήσεται), примененное в 1 Коринфянам 13:10, главным образом несет в себе смысл «делать бесполезным»).   

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», - напоминает нам Библия. Любовь – это суть всего. Поэтому главное, чему Господь желает научить человека, это постижение Божьей любви и ее отражение в своей жизни. Все остальное носит уже второстепенный характер. Вот почему в 1 Коринфянам 13-й главе апостол Павел давал отрезвляющее наставление, подчеркивающее «бесполезность» (καταργηθήσεται) любых других могущественных дел и даров в сравнении с главным даром – любовью. 

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг другаПо тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанна 13:34,35). 

Иисус желал открыть своим ученикам силу и важность любви. Именно по этому качеству, согласно его словам, можно было определить его истинных последователей. Новый Завет учит человека такой любви – любви по примеру Христа. До тех пор, пока его канон не стал «полным», раннему христианскому собранию временно давались свыше дополнительные вспомогательные духовные инструменты в виде отдельных даров могущественных дел. В 1 веке они имели свой смысл, служа показателем Божьей избранности небольшой группы верующих в Иисуса, укреплению веры самих христиан и свидетельству для неверующих (Сравните 1 Коринфянам 14:22). 

Но когда Божье Слово к человечеству в виде Священного Писания приобрело полный, законченный вид, первостепенная цель Бога была достигнута – смиренные люди получили полную возможность обучения у своего Небесного Отца. Отныне, чтобы получить необходимое познание о Боге, развить веру в него, измениться самим и начать отражать в себе Божью любовь, достаточно было одного – открыть его Слово. Только Библия имела силу выполнить функции, описанные ниже:

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евреям 4:12).

"Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тимофею 3:15-17). 

Именно в таком контексте апостол Павел писал в 13-й главе 1 Послания Коринфянам те мысли, что мы могли глубоко исследовать в этой статье. Все те «знания», что давались раннему христианскому собранию 1 века, все «могущественные дела» не были самой сутью, но являлись лишь чем-то «отчасти», а потому имели только временное значение. Главным было познание Бога и его любви. Это истинное знание должно было передаваться не в частичной форме, из уст в уста отдельными пророками и пастырями для отдельных лиц, а непосредственно в виде полного Писания для всего человечества.

"А когда придет полнота, неполное упразднится" (1 Коринфянам 13:10, Открытый перевод).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...