Когда наблюдаешь церковных архиереев, облаченных на богослужения в пестрые и очень дорогие одежды, сами собой возникают вопросы вроде «А зачем это все надо?» Кто-то может ответить, мол, каждый элемент такой одежды что-то да означает, подразумевает некий особый, сакральный смысл. Я понимаю, что те, кто их надевает, так считают. Но вопрос в другом: а считает ли так же и сам Господь? Если да, то где Он об этом говорил? В его Слове (т.е. Библии) нет и намека на то, что христианская церковь должна облекаться по особым случаям в особые одежды. Про скромность и опрятность во внешнем виде – да, на это христианам указывается (1 Тим. 2:9). А вот чтобы облекаться в специальную униформу – извините, об этом христианам Господь не говорил ни слова.
«Ну как же иначе проводить богослужение?», - сокрушаются некоторые. А как без всего этого обходился Иисус Христос? Ну вот не было у него ни митры, ни мантии, ни саккоса, ни епитрахили, а служение небесному Отцу без всего этого он совершал достойнейшим образом. И ученики его, апостолы, тоже прекрасно обходились без подобного гардероба. И мне интересно, окажись апостолы в наше время, допустили бы нынешние архиереи их к служению без всех этих знаков отличия? Почему-то сомневаюсь.
Со страниц Священного Писание Бог многократно разъясняет человеку, что Он является для него не каким-то строгим и бессердечным «Боссом», но любящим Отцом. Самая известная молитва «Отче наш» именно с этих слов и начинается. Любовь – вот, что движет Богом в отношениях с человеком. Любовь, а не специальная униформа странного фасона непонятного назначения. Это так же, как если бы обычный отец определял свои отношения со своим ребенком на том основании, одевается ли тот во время общения с папой в специальный «скафандр» определенного цвета. А если не оделся, то все – не миновать папиной кары!
Богу нужны не спецобряды и не спецодежды тех, кто называет себя «священниками», а искренняя любовь к Нему и готовность следования его справедливым заповедям, изложенным Иисусом в той же Нагорной проповеди. К сожалению, часто можно наблюдать обратное – вместо «простоты во Христе» таковые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые» (2 Корин. 11:3; Матф. 23:4).
Там же Иисус обличал религиозных лидеров своего времени словами:
«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища [религиозные символы на голове] свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Матфея 23:5).
Взять ту же митру на головах архиереев – это точная копия священной короны древнеегипетских фараонов. Разница лишь условная – вместо языческой змеи – крест, а вместо креста «анкха» - крест четырехконечный (хотя и он, собственно говоря, был заимствован церковью из египетских религиозных культов, имея название "imy").
Митра – демонстративный символ власти языческих правителей. Но зачем она для церковных иерархов, если они, как считается, следуют наставлению Иисуса:
«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матфея 20:26,27)? На невзрачный терновый венец распятого Христа роскошная митра совсем не похожа..
Митры, мантии, саккосы, панагии, дикирии, трикирии…
Высоцкий правильно пел:
«В церкви смрад и полумрак. Дьяки курят ладан. Да, и в церкви все не так, все не так как надо…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий