Содержание:
1. КАКИМ ТЕЛОМ ОБЛАДАЛ БОЖИЙ СЫН ДО ПРИХОДА НА ЗЕМЛЮ?
2. БИБЛИЯ О ТЕЛЕ ВОСКРЕСШЕГО ИИСУСА (1 Петра 3:18,19; 1
Тимофею 3:16; 1 Коринфянам 15:45)
3. МОГ ЛИ ИИСУС ПОСЛЕ ПРИНЕСЕНИЯ ВЫКУПА ЗАБРАТЬ ТЕЛО НАЗАД?
4. ВОСКРЕШЕНИЕ ХРИСТИАН, ПОДОБНОЕ ВОСКРЕШЕНИЮ ИИСУСА
Многие люди верят в
традиционную церковную доктрину о телесном (т.е. физическом, в плоти)
воскресении Божьего Сына. Однако для все большего числа серьезных
исследователей Библии эта догма отпадала сама собой, когда они поняли, что
учение о телесном воскресении Иисуса является изначально небиблейским. Иисус
был воскрешён Богом не в его прежней человеческой плоти, а в том духовном
облике, который его Сын имел изначально ещё до своего прихода на землю.
Как сама Библия это
объясняет? Чтобы получить исчерпывающий ответ мы рассмотрим теорию о плотском
воскресении Иисуса с нескольких сторон.
1. КАКИМ ТЕЛОМ ОБЛАДАЛ БОЖИЙ СЫН ДО ПРИХОДА НА ЗЕМЛЮ?
В начале будет полезным
узнать, что говорит Библия о статусе тел физических и духовных.
В этой связи нам нужно
помнить простую истину – до своего рождения на земле как человек, всё то
бесчисленное время, что Божий Сын провёл на небе со своим любимым Отцом, у него
было только духовное тело. И на это дает указание Священное Писание,
говоря, что «есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44).
Душевное (т.е. физическое) тело присуще всем людям, начиная с первого человека
Адама. Физические тела имеют также «скот, рыбы и птицы» (1Кор.15:39). Однако,
как на это указывает Библия, Всемогущий Бог, его Сын, а также ангелы обладают
отличающимися от физических, духовными телами. Так, например, говорится, что «Бог
есть дух» (Ин.4:24). А обитающие на небе ангелы называются «духами»
(Евр.1:13,14).
Псалом 8:5,6 и 1
Послание Коринфянам 15:40-44 дают основание понимать, что у небесных духовных
тел есть несомненные преимущества перед земными физическими телами (Сравните
Исаия 31:3). Понятно, что этим преимуществом по сравнению с созданными им
людьми из плоти обладал и славный Божий Сын до своего прихода на землю. На это
указывают и слова Иоанна Крестителя об Иисусе:
«Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (Ин.3:31).
По какой же причине и на
какой срок Бог дал своему Сыну плотское тело? Библия отвечает на этот
вопрос:
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего единородного, который родился от жены», т.е. стал человеком, заключённым в плоть (Гал.4:4).
Послание к Евреям
поясняет эту метаморфозу:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола… Посему Он должен был во всем уподобиться братьям» (Евр.2:14,17; Ин.1:14).
Как это отразилось на
его положении? Библия показывает, что он «уничижил Себя Самого, приняв
образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил себя» (Фил.2:7,8).
Таким образом, раскрывается, что для славного Сына Бога, оставившего свое
небесное положение, его земное воплощение стало для него «уничижением» и
«принятием образа раба». Для этого ему даже нужно было «себя смирить»!
Так же и в 2 Коринфянам
8:9 христианам напоминается о Божьем Сыне, «что Он, будучи богат, обнищал
ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».
А в Евреям 2:9 показывается, что пришедший на землю Иисус «был унижен
перед ангелами». И это при том, что на протяжении всего своего земного
пребывания в качестве человека Иисус всегда оставался совершенным и безгрешным!
Стоит ли объяснять какое состояние – духовное или физическое – для Иисуса
является преимуществом и славой? (Ин.17:5).
2. БИБЛИЯ О ТЕЛЕ ВОСКРЕСШЕГО ИИСУСА
(1 Петра 3:18,19; 1 Тимофею 3:16; 1 Коринфянам 15:45)
Послушный своему Отцу,
Иисус в точности исполняет его волю, даже жертвуя жизнью на Голгофе. Находясь
три дня в тисках смерти, Иисус воскрешается Богом и вскоре получает возможность
вернуться на небо (Деян.2:24; 4:10). В каком же теле он воскрешается? В данной
ему для земного служения физической плоти, как ныне думают некоторые? Или же он
вновь обретает привычное духовное тело, которое он имел «прежде бытия мира»?
(Ин.17:5)
Что же Священное Писание
говорит непосредственно о теле воскресшего Иисуса?
Библия помогает понять,
что Иисус воскрес не в земном, не в физическом, а в своём раннем славном
духовном теле! И на это указывают многочисленные библейские примеры.
Так, апостол Пётр прямо говорит, что Христос пострадал «быв умерщвлён
по плоти, но ожив духом» (1 Петра 3:18).
Вот как данный текст представлен в других переводах Библии:
«…умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе Своем» (Перевод Кулаковых)
«Тело Его было предано смерти, Дух же Его был возвращён к жизни» (Современный перевод, WBTC)
«Он был убит телесно, но воскрешен — в духе» (Открытый перевод)
«Он смерти был предан во плоти, но ожил в духе» (перевод Русского Библейского Центра)
«Он, Который хотя и был убит по плоти, но ожил в духе» (перевод Германа Менге)
«…умерщвленный во плоти, ожившій духомъ» (Перевод В.А. Жуковского)
Некоторые библеисты признают затруднение, когда речь заходит о концовке текста
1 Петра 3:18. Что значит, что Иисус «ожил в духе» или «ожил духом»? Можно
услышать предположение будто речь идет о воскресении Иисуса в святом духе.
Однако, здесь следует сразу же отсечь спекуляции с пониманием воскресшего
Иисуса якобы как «Святого Духа», иначе мы получаем классическое заблуждение
«монархианско-савеллианского» толка, отвергаемое даже тринитариями. Тогда как
понимать вышеозвученные слова ап. Петра?
Ответ дает непосредственный контекст данных слов, где мы наблюдаем, как смерти
противопоставляется воскресение, а умершему физическому телу – воссозданное
духовное бытие. Соответственно, речь идет о буквальном состоянии воскресшего
Христа.
Более того, этот факт подтверждает и следующий 19-й стих, начинающийся в
греческом тексте первоисточников со слов «εν ω̣», т.е. «В КОТОРОМ» (а не
«которым, как это некорректно использует Синодальный перевод). То есть,
воскреснув как «дух», Иисус далее действует именно В ТАКОМ ДУХОВНОМ СОСТОЯНИИ!
А что же предпринимает воскресший в духовном теле Иисус? И снова наш вывод
подтверждает следующая часть 19-го стиха, где мы встречаем указание, что Иисус
проповедует неким «духам». Дело в том, что слово «духи» в 19-м стихе (πνεύμασιν)
является тем же самым словом, что и относящееся к Иисусу слово «дух» в
предыдущем 18-м стихе (πνεύματι·), но только во множественном числе.
Соответственно, если под «духами» подразумеваются некие духовные личности,
понятно, что и выражение «ожив духом» применимо к Иисусу означает его
воскресение как личности в духовном теле. Став по воскресении снова
духовным лицом — «духом» (каким он был до прихода на землю) Божий Сын мог
проповедовать другим духовным личностям — «духам».
«Он и в заточении, придя туда как дух, проповедовал духам» (перевод Русского Библейского Центра)
«В духе Он и сошёл и проповедывал духам в темнице» (перевод Германа Менге)
«И в таком образе пошёл и провозгласил [весть] духам, находящимся в заточении» (Еврейский Новый Завет)
«Имъ же сошелъ къ заключеннымъ въ темницу духамъ и проповјдывалъ» (Перевод В.А. Жуковского)
Следующим библейским
текстом, помогающим понять, что Иисус воскрес в духовном теле, является 1 Тимофею
3:16, где мы читаем:
«Во плоти был Он явлен, в духе Своем безгрешном оправдан» (перевод Кулаковых)
«Он явился во плоти, восторжествовал в духе» (Открытый перевод)
«Он был явлен физически и подтвердил свою праведность духовно» (Еврейский Новый Завет)
Как и предыдущий текст,
данный отрывок многими комментаторами назван «вызывающим затруднение» в связи с
фразой «оправдан в духе». Как понимать эти слова?
Давайте заглянем непосредственно в греческий текст. Его конструкция может
говорить сама за себя:
εφανερώθη (был явлен) εν
(в) σαρκί (плоти) εδικαιώθη (был
признан правым) εν (в) πνεύματι (духе).
Налицо антитеза – некоторое
противопоставление «плоти» и «духа». В плоти Сын пришел, а в духе был оправдан.
Это явно указывает на приход Божьего Сына на землю в плотском теле, и признании
его сохранившим праведность и непорочность — после воскресения в теле духовном.
Рассмотрим еще одно место Писания, которое прямо говорит о воскресении Иисуса в
духовном теле, это 1 Коринфянам 15:45. О воскресшем Божьем Сыне,
называемый «последним Адамом», Библия говорит следующее:
«Так и написано: «Первый человек, Адам, стал живой душой»; последний Адам стал животворящим Духом» (Восстановительный перевод)
«Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом, но последний Адам — духом животворящим» (Новый русский перевод)
«И вот что сказано в Писании: "Первый человек, Адам, стал живым существом". Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь» (Cовременный перевод, WBTC)
«Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим» (Перевод Десницкого)
И снова мы можем наблюдать неопределенность в среде библейских комментаторов, задающихся вопросом: «в каком смысле воскресший Иисус "стал духом"?» Однако, попытка объяснить данный отрывок в качестве того, что Божий Сын «стал святым духом» неминуемо приведет к обвинению все в том же «монархианско-савеллианском» отступлении. Даже тринитарии признают, что Сын не может быть «святым духом», так как это абсолютно разные понятия.
Как и ранее, нам на помощь приходит ближайший контекст. Если мы читаем 15-й стих без отрыва от предшествующего и последующего текстов, то понимание смысла данного отрывка принимает полностью гармоничную картину. В предыдущем 14-м стихе мы находим важную деталь, поясняющую смысл слов о том, что Сын «стал духом».
«Кладется материальное — встает духовное. Если есть материальное, есть и духовное» (перевод РБО)
«То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела» (перевод Библейской Лиги, ERV)
«То, что похоронено, — душевное тело, то, что восстанет, — духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела» (Cовременный перевод, WBTC)
«Сеется тело душевное, воскрешается тело духовное. Как есть тело душевное, так есть и тело духовное» (перевод Германа Менге)
В комментарии к 1
Коринфянам 15:45 «Восстановительный перевод» подчеркивает:
«Посредством воскресения
Христос стал животворящим Духом, имеющим духовное тело… В результате
воплощения у Него было душевное тело, как у Адама; в результате воскресения
у Него есть духовное тело. Его душевное тело стало духовным посредством
воскресения. Теперь Он является животворящим Духом в воскресении, имеющим
духовное тело».
Таким образом, Писание вновь помогает понять, что Иисус был воскрешен не в
прежнем «душевном», «плотском» теле, но в теле «духовном», т.е. как духовная
личность.
И такое убеждение
абсолютно логично. Нелогичной как раз является теория о том, что Иисус
возвратился на небо якобы в плотском теле. Библия ясно и недвусмысленно выявляет
необоснованность такой догмы уже через несколько стихов далее, когда говорит:
«Плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего» (1Кор.15:50).
Насколько же тогда
мнение о возвращении Иисуса в «плоти и крови» на небо является ошибочным и
вводящим в заблуждение! Более того, такое учение служит чудовищным унижением
для прославленного Божьего Сына, которому Отец вернул его прежнюю славу!
Несомненно, плотью Божий
сын обладал исключительно во время своего земного пребывания, как это и
объяснялось в Евреям 2:14,17. Причём, в том же послании апостол Павел добавляет
ещё одну показательную мысль, говоря:
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр.5:7).
Как видно из этого стиха время земного служения Иисуса, как раз и было
теми «днями», когда он имел плоть. Иначе бы Павел не выделял тот
земной период, называя его «днями плоти» Иисуса. Из слов апостола
становится ясным, что физическое тело у Иисуса было лишь тогда – в время его
земного служения. А если Библия выделяет тот прошедший (!) период жизни Иисуса
характеристикой, что те дни были временем, когда он имел плоть,
то вполне ясно, что в нынешние дни возвратившийся на небо Иисус обладает отнюдь
не физическим, а более славным – духовным телом. Таким, какое он имел прежде до
своего прихода на землю.
Этот факт подтверждается
и словами ап. Павла из 1 Тимофею 6:16, где он говорит о воскресшем Иисусе: «Которого
никто из человеков не видел и видеть не может».
Если бы Иисус имел на
небе всё ту же земную плоть, то слова апостола были бы лишены смысла — таким
его видели очень и очень многие люди. Однако, о Божьем Сыне сказано как о том,
кто сегодня имеет особый, абсолютно неизвестный никому из людей образ. И этот
образ, разумеется, может быть представлен лишь его духовным телом.
3.
МОГ
ЛИ ИИСУС ПОСЛЕ ПРИНЕСЕНИЯ ВЫКУПА ЗАБРАТЬ ТЕЛО НАЗАД?
Учение о плотском
воскресении Иисуса является противоречивым и с точки зрения ветхозаветного
Закона, его прообразов и учения о выкупе. Почему можно так утверждать?
Известно, что вся
система жертвоприношений, начиная со времён праведного Авеля, служила
прообразом на большую, совершенную жертву Божьего Сына. И в этом случае
необходимо учитывать, что животные, приносимые в прообразную жертву для
искупления грехов во всесожжение, сжигались на жертвеннике. Иначе говоря, плоть
животных обязательно уничтожалась. Помня о том, что жертва животных,
приносимого за весь Израиль в День искупления (чья кровь в тот день вносилась в
святое святых храма), обозначается Библией, как прямой образ на совершенную
жертву Иисуса Христа, следует не забывать, что по указанию Господа такая
ветхозаветная жертва полностью и безоговорочно уничтожалась! (Лев.16 гл.;
Евр.13:10-12). Даже первосвященник не имел права на обладание какой-либо частью
от этого животного. Это тем более нужно учитывать, когда речь касается
совершенной жертвы, принесённой самим Иисусом – его физического тела. Причём,
Библия через соответствующий прообраз называет самого Иисуса Первосвященником
(Евр.7:24-28; 9:11,12,25-28).
Однако теория о плотском
воскресении Иисуса, утверждаемая некоторыми верующими людьми, вступает в явное
противоречие с этой аксиомой. Как понять, что, согласно этой теории, тело
Иисуса, отданное за грехи всего человечества, оказалось не уничтоженным, а сохранённым,
что явно идёт в разрез с библейским принципом? При этом не поддаётся никакой
логике основание, на котором приносящий жертву и, соответственно,
отказывающийся от дальнейших прав на неё, в дальнейшем снова забирает её во
владение. Получается, что цена, заплаченная в качестве выкупа за грехи
людей, была затем снова забрана обратно? Но ведь в таком случае это
подразумевало бы полное аннулирование искупления! Это всё равно, что вы,
придя в магазин и заплатив деньги, кладёте себе в корзину купленный товар, а
потом возвращаетесь в магазин и требуете вернуть вам деньги. Возможно ли
такое? Возможно. Но тогда и товар вам придется тоже вернуть. Ваше покупка
будет отменена.
Итак, можно ли представить, что Иисус, отдав свое тело в качестве выкупа за
грехи человечества, затем потребовал вернуть ему осуществленную им плату? Если
да, то и выкуп так же был бы отменен.
Библия убедительно
показывает, что Иисус должен был отдать своё тело в знак выкупа, который
имел бы вечную, а не временную силу (Евр.10:10; 1Пет.2:24; Рим.7:4). Ведь
именно для такой уплаты Бог и предоставил плоть своему Сыну (Евр.10:5). На это
прямо указывают и личные слова Иисуса, сказанные им во время Вечери со своими
апостолами:
«Сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Луки 22:19)
Здесь важно отметить,
что в отличие от Синодального перевода, использующего весьма неопределенное
слово «предается», в самом греческом тексте стоит слово «διδόμενον», буквально означающее
«отдавать». Это слово имеет значение отдать что-либо навсегда, без возврата
назад.
В одном лишь евангелии от Луки оно и производные от него встречаются
свыше полусотни раз, подчеркивая непосредственно этот смысл – «отдать».
Так, например, в той же 22 главе Луки в 5 стихе мы встречаем аналогичное
однокоренное слово, когда речь идет о том, что священники решают «дать»
или заплатить Иуде деньги за предательство Иисуса. А уже в следующей главе —
Луки 23:2 — это же слово вновь использовано в фразе «давать подать
кесарю». В Луки 19:8 это слово мы встречаем в словах мытаря Закхея: «Господи!
половину имения моего я отдам нищим». А также:
«И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Луки 1:32)
«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад… Давайте, и дастся вам» (Луки 6:30,38)
«Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Луки 7:15)
«Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Луки 12:32,33)
Вот почему практически все современные русскоязычные переводы представляют слова Иисуса из Луки 22:19 именно в том смысле, что он «ОТДАЕТ свое тело».
«Это Мое тело, отдаваемое за вас» (Новый русский перевод).
«Это Мое тело, которое за вас отдается» (перевод РБО)
«Это тело Мое, оно отдано будет за вас» (перевод Кулаковых)
«Это — тело Моё, которое Я отдаю за вас» (перевод Библейской Лиги, ERV)
«Это Моё тело, которое за вас отдаётся» (Восстановительный перевод)
И т.д.
Иисус знал, что он обязательно должен
был «отдать» свое тело, причем, навсегда, подобно тому, как по Закону
предавалось всесожжению тело жертвенного животного. Ни о каком
«возвращении» жертвенного тела обратно тому, кто его приносил, речи и быть не
могло!
При этом следует
помнить, что Божье Слово неоднократно указывает на то, что Иисус пришёл в
плоти, но не даёт даже малейшего намёка, что он якобы и ушёл с этим же телом!
Ведь это было бы прямым нарушением изначального Божьего замысла! (1 Ин. 4:2,3;
2 Ин. 7; Рим. 1:3; 8:3). Учение о плотском возвращении Божьего Сына на небо в
реальности указывает на отсутствие
знаний в данном вопросе. Понятно, что и с этой точки зрения воскресший Иисус не
мог заново приобрести отданную в качестве вечной жертвы свою прежнюю плоть.
Согласно библейскому принципу о выкупе, Иисус отдал своё физическое тело
навсегда (Евр. 13:11,12).
С точки зрения
ветхозаветных прообразов учение о возвращении Иисусу его земного плотского тела
также вступает в противоречие с Библией. Достаточно вспомнить происшедшее в
иерусалимском храме в момент смерти Иисуса – «И завеса в храме разодралась
надвое, сверху до низу» (Мр.15:38). Но какое отношение к телу Иисуса имел этот
случай? Объяснение этому дают слова апостола Павла:
«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19,20)
Завеса в храме служила
прообразом плоти Христа. В согласии с провидением Бога тело Иисуса,
символизированное храмовой завесой, должно было быть обязательно уничтожено. На
это указывают приведённые выше слова Павла. Таким образом для помазанных к
небесной жизни христиан предоставлялся «вход во святилище»,
т.е. «в самое небо» (Евр.9:24). По логике вещей из этого
следует, что таким же образом и для самого Иисуса возвращение на небеса
должно было состояться при условии разрушении «завесы», т.е. его тела! Однако
если считать, что тело Иисуса оказалось сохранённым и возвращённым ему (или
«восстановленным» по образцу вновь, так сказать, «сшитой» завесы), то такое
предполагаемое развитие событий перечёркивает всё вышесказанное Библией!
Естественно, что тело Иисуса должно было быть устранено по прообразной аналогии
с храмовой завесой.
4. ВОСКРЕШЕНИЕ ХРИСТИАН, ПОДОБНОЕ ВОСКРЕШЕНИЮ ИИСУСА
Своей силой Бог поднял
из мёртвых и вознёс на небо своего Сына в духовном теле. Это послужило
примером аналогичной награды для «сонаследников
Христа» (Рим.8:17). Божье Слово указывает, что их воскресение будет
подобным воскресению Иисуса:
«Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:5,6)
А также:
«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор.15:44,49-53. Сравните 2Кор.5:6-10; Фил.3:20,21; Евр.12:22-24).
Не удивительно поэтому
заверение из 2 Коринфянам 5:8 —
«Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа»
Если христиане с небесной надеждой знали, что после своей смерти и воскресения
они навсегда «выйдут из тела», то аналог их воскресения с
воскресением Божьего Сына указывает на подобный же «выход из
[плотского] тела» и самого Иисуса!
Но если бы Иисус воскрес в плотском человеческом теле, то получается, что и его
последователи, которые должны быть соединены [с ним] подобием воскресения», так
же будут воскрешаться в плотских телах. Однако, возможно ли поверить в такое?
Не является ли это прямой противоположностью тому, что говорит Библия в выше
приведённых текстах? Конечно же, такая теория является небиблейской!
В противоположность ей Библия уверяет, что плотское тело должно умереть, и
лишь в новом, духовном теле христианин-соправитель Иисуса мог бы получить
небесную награду (1Кор.15:35-44). Характерно, что и сам Иисус в наглядном
примере дал понять, что его собственное человеческое тело должно измениться,
говоря:
«Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:23,24).
Более того, о том, какой природой
будут обладать воскресшие христиане на небе, мы читаем в 1 Иоанна 3:2, где
говорится:
«Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
А также:
«чтобы через них вы стали причастны к божественной природе» (2 Петра 1:4, Новый русский перевод).
Как следует из этих библейских указаний, христиане на небесах будут иметь природу, подобную божественной. Мы не знаем всех особенностей данного преображения, но совершенно ясно, что ни о какой физической плоти, забранной к тому же на небо, речь идти просто не может. Христиане в небесной сфере будут облечены в новые духовные тела. Ведь и «Бог есть дух» (Иоанна 4:24).
Конечно, мы понимаем, что Бог предусмотрел для многих
умерших воскресение и другого рода. Библия говорит о том, что множество людей
будут воскрешены к новой жизни, но не на небе, а в раю на земле. И воскрешены
они будут не в духовных телах, а в телах физических, имея дальнейшую
возможность уже никогда не умирать (Иов 33:24,25; Пс.36:29; Мф.5:5).
Однако для тех христиан, кто имеет надежду так же, как апостол Павел
пребывать на небе вместе с Иисусом Христом, предусмотрено воскресение
подобное тому, каким воскрес сам Иисус (Рим.6:5,6). А это воскресение
– в духовном теле.
При этом всяческие манипуляции со словами Павла, говорящего, что «кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» с целью придать им ложное значение, что он имел в виду якобы не буквальные плоть и кровь, а некий образ падшей личности человека, не составляет никакого труда разоблачить, стоит лишь обратить пристальное внимание на весь контекст этих слов апостола.
Само
обсуждение данной темы Павел начинает с вопроса «Как воскреснут мёртвые? И в
каком теле придут?» (стих 35-й). Поднятый вопрос уже сам по себе поясняет,
о чём именно ведёт речь Павел. О том, в каком теле воскреснут мёртвые. И на
всём протяжении предоставляемого им пояснения Павел многократно упоминает
«плоть» и «тела», связывая их то с пшеничным зерном, то с животными, то с небесными
светилами. Но ведь никому же не придёт в голову утверждать, что Павел и в этих
случаях имел в виду некое их «низкое бездуховное состояние». Нет, конечно!
Понятно, что речь шла о внешнем, буквально физическом, облике всех упоминаемых
в этих стихах субстанций.
К тому же сразу после слов о «плоти и крови» (50-й стих) Павел говорит об
изменении во внешнем облике христиан по их воскресении (стихи 51-54). А это
окончательно разрушает предположения о некой якобы имеющейся здесь теме
«бездуховного человека»! В данном тексте Павел поясняет надежду воскресения для
христиан, а не ведёт речь о будущности грешников! А потому и говорит о будущем
воскресении «Христовых» и о том, «в каком теле [они] придут».
В конечном счете,
подобную спекуляцию словами апостолами, что «плоть и кровь не могут наследовать
Царствия Божия» можно прекратить, просто обратив внимание такого рода
невнимательных исследователей Библии на другое указание того же Павла,
называвшего Апостолов таким же выражением – «плотью и кровью» (Гал.1:15-19). Вряд
ли нужно заключить, что здесь тоже идёт речь о «бездуховных» людях, не ценящих
святое. И неужели апостолы Христа оказались, как «плоть и кровь» не достойными
«наследовать Царствие Небесное»? Безусловно, что под выражением «плоть и кровь»
Павел подразумевал буквальных и обычных физических людей, коими и являлись
апостолы Христа. Тем более, что Павел и о себе говорил, что он «ныне живёт во
плоти» (Гал.2:20). Понятно, что подобные странные теории не более, чем попытки
выдать желаемое за действительное.
То, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле, видно также из различных
библейских примеров, описывающих явления воскресшего Христа. Помня о том,
что ученики Иисуса были ему самыми близкими друзьями, хорошо знакомыми с его
внешностью и свойствами его физической плоти, бросается в глаза неоднократные
случаи не узнавания ими своего воскресшего Учителя. Главной причиной тому
являлось необыкновенное свойство нового тела Иисуса менять свои внешние данные
и способности. Читатель может самостоятельно обратить внимание на описанные в
Евангелии примеры этого.
Иоанна 20:14-16 – Мария не узнаёт воскресшего Иисуса несмотря на то, что
беседует с ним.
Иоанна 21:4-12 –
Апостолы Иисуса не узнают его.
Иоанна 20:19,26 – Иисус
может беспрепятственно появляться в закрытом доме.
Луки 24:31 – Иисус может
внезапно исчезать.
Сложно объяснить такие
способности тела Иисуса его физическими возможностями. Сложно уже потому, что в
описании земного служения Божьего Сына присутствует немало примеров, когда он
претерпевал испытания и мучения именно физического характера. Например, голод,
усталость, избиения, боль, мучительную смерть на древе. Однако если
предполагать, что тело Иисуса до его смерти обладало такими же свойствами, что
и после воскресения, то в таком случае возникает очень много противоречий и
вопросов, которые могут даже погубить веру человека. Таким образом, учение о
плотском воскресении Христа является не только ошибочным, но и крайне опасным
для веры христианина! Для человека, ещё не обретшего веру, эти противоречия
могут стать причиной неверия в любовь и мучительные страдания Иисуса.
Однако, разве явившийся
перед своими учениками Иисус не сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги
Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет,
как видите у Меня»? (Луки 24:39). Итак, если, согласно словам Иисуса,
«дух плоти и костей не имеет», то какое тело было у Божьего Сына в тот момент,
когда ученики могли его видеть и осязать?
Примеры того, что Иисус
показывал ученикам свои раны, полученные во время казни, отнюдь не являются
основанием в защиту теории его плотского воскресения. Такое действие Христа
было абсолютно разумным поступком, учитывая, что первой реакцией апостолов на
его появление была ассоциация его с призраком (тем более что проявления
подобных крайностей они допускали даже при его земной жизни — Мф.14:25-28;
Лк.24:36-43). Имеющий теперь уже духовное тело воскресший Иисус, учитывая
чувства своих учеников, специально для них представал в том образе, в котором
они всегда до этого его знали.
Да и как иначе апостолы могли узнать его,
как если только не в знакомом им облике? При этом Иисус не только принимал
привычный для них образ, но и позволял себя осязать. Это было тем более важно,
если помнить, что Иисусу нужно было укрепить апостолов в вере и дать им
последние наставления.
В случае своего первого явления перед апостолами Иисус даже попросил у них еды,
но явно не потому, что он якобы голодал. И это не было каким-то обманом с его
стороны. Подобный приём Иисус ещё раз использовал и в случае своего явления им
у моря (Ин.21:4-14). Однако, то, что Господь после своего
воскресения неоднократно ел физическую пищу, отнюдь не заставляет нас
делать вывод, что он отныне и навсегда нуждается в регулярном приёме пищи, как
это было во время его земной жизни (Сравните Бытие 18:1-8; 19:1-3). Понятно,
что подобным своим поведением Учитель лишь старался успокоить учеников и
заверить их в своём реальном воскресении, окончательно развеяв сомнения в их
умах.
А в случае с маловерным Фомой Божий Сын даже предоставил ему возможность лично
проверить и убедиться, что он не призрачный дух, выдающий себя за Христа, но
умерший за него и воскресший Господь (Ин.20:24-29). Всё это помогало ученикам
Иисуса в полной мере удостоверяться в том, что они говорят с настоящим Иисусом,
а не неким призраком, принявшего облик их Учителя.
Тем более, Божий Сын знал, что ученики могли быть склонны воспринять
исчезновение тела умершего Иисуса за вероятность того, что кто-то из
недоброжелателей кощунственным образом «вынес его» из гробницы, а не знак
чудесного воскресения (Ин.20:15). Несомненно, чтобы не допустить сомнений в
умах своих учеников и крушения их веры, Божий Сын неоднократно являл себя им,
используя для этого знакомый для них внешний образ.
В то же время
возможность воскресшего в духовном теле Иисуса материализовываться не должна
восприниматься, как нечто удивительное. Достаточно вспомнить описываемые
Библией неоднократные подобные случаи со стороны других духовных созданий Бога
– ангелов, которые могли в том числе есть, пить, трогать людей и даже бороться
с ними (Быт.18:1-8; 19:1-3,10,16; 32:24-26; Ос.12:3,4). Для выполнения
намеченных целей Бог позволял им принимать физические тела, так что даже люди
порой не могли сразу распознать в них ангелов, а принимали за других людей.
Однако разве кому-то из патриархов Израиля пришла из-за этого в голову мысль
верить в то, что ангелы Бога на небесах обладают плотскими телами? Такая мысль
показалась бы нам абсурдной! Но почему же тогда сегодня некоторые люди из-за
возможности воскрешённого Богом Христа принимать подобным же
образом физическое тело спешат сделать вывод, что он так навсегда и
остался материализованным? Весьма странно…
Точно так же оправдались
слова Иисуса, сказанные им ещё при своей земной жизни в плоти:
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его… А Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:19-21).
Разве кто-то скажет, что Иисус не смог «воздвигнуть» своё тело, когда через три
дня после смерти явился перед Марией в материализованном (т.е. принявшем на тот
момент физический облик) теле? (Ин.20:1,14-18). Это чудо, неподвластное
никакому человеку, действительно послужило «знамением», подтверждающим его
воскресение и статус Мессии, для верующих в него людей (Ин.2:18). Причём, можно
констатировать абсолютную точность исполнения слов Иисуса, сказавшего, что он
сам воздвигнет своё тело. Помня о том, что, согласно Библии, непосредственно
Бог вернул умершего Иисуса к новой жизни, а после этого «дал Ему всякую
власть на небе и на земле», не является удивительным, что воскресший в уже
духовном теле Иисус применил данную ему власть для того, чтобы являться своим
ученикам в материализованном теле (Деян.2:24,32; 3:26; 5:30; 13:32; 17:31;
Еф.1:20). Тем самым именно он, Иисус, пользуясь этой властью от Бога, через три
смертных дня, «воздвиг» своё тело.
Но стоит обратить
внимание ещё и на то, с чем сравнил Иисус своё тело, которое он обещал
«воздвигнуть». Писание уточняет, что «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21).
Итак, по словам Библии, тело Христа символизировало храм, т.е. нечто святое,
что включало бы в себя функции освящения и единства с Богом. Понятно, что
буквальное плотское тело Иисуса не могло ни в каких отношениях исполнять эту
роль. И не удивительно, ведь Библия называет «телом» Христа сонаследников
Иисуса и призывает их всегда помнить об этом святом преимуществе. Апостол Павел
даже приводит наглядное сравнение:
«Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).
С точки зрения Бога особая святость уделяется этому христианскому собранию, а не некому почитанию физической плоти.
В связи с этим становится понятен больший смысл, который вложил Христос в мысль
о «храме тела Своего». Его тело символизировало духовный храм, на
основании крови завета. Крови, которую Иисус пролил для искупления многих. Храм
в Иерусалиме был прообразом храма тела Христа. В Иерусалимском храме приносили
жертвы, что давало человеку возможность очищения от своих грехов. Храм же
являлся центром поклонения Иегове. Человек, желавший приблизиться к Иегове, шёл
в этот храм.
Сегодня мы всё это имеем
в Иисусе Христе. Поэтому никто не приходит к Богу и Отцу, иначе, как только
через Иисуса (Ин.14:6). А потому сегодня человечество, имея совершенную
действующую искупительную жертву Христа, не нуждается ни в буквальном
физическом храме, ни в наличии некоего физического тела Иисуса. Так как выкуп
был уплачен ещё две тысячи лет назад, то ничего из перечисленных выше
физических вещей уже не играет, да и не может играть никакой роли в деле
спасения человечества.
Те, кто считает, что
Иисус сейчас пребывает на небесах в плоти, забывают о настоятельном
предупреждении Библии:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим.1:21-23)
Не исполняются ли эти слова над теми, кто практикует учение плотского Иисуса?
Несомненно! Таким людям, кто хочет видеть в Иисусе нечто физическое и
осязаемое, стоит серьёзно задуматься над его предупреждением, данным им Фоме:
«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29)
Спустя годы, апостол Павел изрёк подобную же мысль:
«Ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7; Сравните 1Пет.1:8,9)
Потому-то от истинных
христиан Иисус ожидает самое пристальное отношение к словам:
«Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес. И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного» (1 Коринфянам 15:48,49, Новый русский перевод)
Пусть каждый сам для себя решает, какой «образ» - «земной» или «небесный» – он
будет в себе носить.
Рассмотрим теорию
плотского воскресения Иисуса с помощью ещё ряда вопросов.
Задумайтесь, зачем Божьему Сыну после всецелого выполнения своей миссии на
земле (для чего ему и было дано плотское тело) быть облечённым в человеческую
природу ещё и на небе, да к тому же и вечно?
Сторонникам плотского воскресения Иисуса следовало бы задуматься над этим
вопросом. Ведь Библия неоднократно поясняет, зачем Божьему Сыну
было необходимо физическое тело, когда он пришёл на землю. Однако она абсолютно
ничего не говорит о том, для каких таких целей ему нужно было бы его сохранять
после воскресения.
Какую роль в дальнейшем деле спасения человечества плотское тело Иисуса могло
бы играть?
Чем сегодня физическая плоть была бы лучше его прежнего прославленного
духовного тела?
Можно ли воспринимать такую мнимую «метаморфозу» Иисуса как некое улучшение
природы его личности?
Говорит ли что-либо Библия о некой важности присутствия такого тела в
небесах?
Увы, но на подобные
вопросы у сторонников теории плотского воскресения Иисуса нет каких-либо
вразумительных ответов.
Принимая во внимание все
перечисленные аргументы можно увидеть насколько неверной, с точки зрения Божьего
Слова, является теория о плотском
воскресении Иисуса Христа. Более того, это учение бесчестит Бога и делает
испытания и мучительные страдания Божьего Сына малозначимыми. Неудивительно,
что христиане отвергают эту теорию, как «учение человеческое», не имеющее
ничего общего с библейской истиной! (Мф.15:7-9).
В то же время для того,
чтобы осуществлять свою царскую власть, Иисусу нет необходимости иметь некое
физическое тело. Своё невидимое правление он совершает с небес в славном
духовном теле. И это находится в полном согласии с указанием Божьего Слова –
Библии.
Сергей
Иванов
«В свете Библии» biblesvet.blogspot.com
Дополнительный файл для скачивания в pdf:
ОтветитьУдалитьhttps://drive.google.com/file/d/1PYtGCPDiEBR3PljfOqz-44uMW7RIgHK0/view?usp=drivesdk
Телесное воскресение Христа жиждится на том, что все видели Христа, он ел и пил, а значит ничего не изменилось. Так те же ангелы когда приходили на землю и если и пили и ноги даже мыли, то есть ничем не отличались от людей (Бытие 19:1-3). А возвращаясь на небо они вновь становились духами.
ОтветитьУдалитьСпасибо дорогой Сергей!
ОтветитьУдалить