вторник, 10 августа 2021 г.

Сотворил Бог по образу и подобию своему... "триединого" человека???



Можно ли хоть сколько-нибудь ясно понять идею тринитарного Бога, ставшую главным догматом «христианского» мира? Увы, это не только проблема для меня; это - неразрешимая проблема для самих сторонников тринитарной теории. Каждый раз, когда я прошу внятно, без софистики объяснить мне логику абсолютно нелогичной формулы «один Бог – три личности», я вижу, как тому, кто ее защищает, приходится уходить куда-то в глубины собственного сознания, чтобы найти ее объяснение в первую очередь самому себе. И такого здравого объяснения он никогда не находит. В противном случае не звучали бы странные теоретические ассоциации «тринитарного» Бога с тремя лепестками на одном стебельке, с трехгранным стаканом или с тремя состояниями воды (имеются в виду жидкое, твердое и парообразное). И это есть объяснение природы Троицы? Если это «объяснение», то у тринитарной идеи действительно большие проблемы…
 
Другой попыткой объяснить троичность является отсыл к т.н. «природе человека». Ее суть в следующем: человек состоит из тела, души и духа, мол, подобно тому, как и Бог «троичен». Когда я слышу подобное, у меня складывается впечатление, что говорящий такое сам весьма смутно понимает, что он имеет в виду и как это может соотноситься с мыслью о «триедином» Боге. И вот почему…

Наиглавнейшей проблемой теории Троицы является то обстоятельство, что согласно ее концепции, все три ее составляющие являются личностями, причем хотя и "единосущными", но все же "неслитными", отдельными, общающимися между собой и сотрудничающие друг с другом. Если бы речь шла просто о неких качествах, характеристиках личности самого Бога, проблем бы никаких не возникало. Даже в обычном человеке могут гармонично сочетаться друг с другом различные качества, определяющие в конечном счете его личность. Но одно дело качества, и совсем иное – отдельные личности (ипостаси). В одном человеке есть множество качеств. Но в одном человеке не может быть нескольких буквальных личностей (если только речь не заходит о раздвоении личности, но это уже болезнь психического плана).

Догмат Троицы заставляет людей верить в триединство Бога. Но этот догмат не объясняет, как такое триединство можно понять, тем более, объяснить. И если вернуться к попытке связать триединство со ссылкой на тело, душу и дух человека, тогда в пору спросить себя: а во мне тоже присутствуют одновременно три личности? Когда я размышляю, когда говорю, в лице какой личности я это делаю? В лице личности-духа? Или же в лице личности-души? А личность-тело, оно вообще может быть самостоятельной личностью в отрыве от духа или души?

Троичная теория подводит к тому, что одна часть Троицы (Отец) ВСЕГДА (!) дает распоряжения другой части Троицы (Сыну), поэтому вторая часть ВСЕГДА (!) подчиняется первой. Но не третьей. Потому что третья часть (Дух) управляется первой, а также второй ее частями (так как первая часть может давать право второй части распоряжаться третьей). На мой взгляд, весьма сумбурная картина взаимоотношений трех личностей, при этом якобы составляющих одну. Итак, если обратиться к примеру «триединства» человека, неминуемо следует задаться дополнительными вопросами: Какая «личность» во мне управляет другими «личностями» во мне же? В чем проявляется эта субординация моих «личностей»? Как эти три «личности» ведут разговоры во мне самом? И опять-таки, чувству ли я сам в себе, что обладаю не одной личностью, а целыми тремя, независимыми, с самостоятельным мышлением и с активным общением между собой внутри меня?

Может быть, я как-то сгущаю краски? Думаю, что в доктрине о Троице краски действительно смешаны-перемешаны так, что разобраться в этой путанице не по силам уже никому. Даже тем, кто верит в эту теорию. И тем не менее, данный пример я рассматриваю не случайно. Если говорить, что «триединство» Бога можно рассмотреть на примере «триединства» человека (а такое рассматривание в итоге приводит к сплошному абсурду), тогда как понять смысл хорошо всем известных слов в самом начале Писания?

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27).

«Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Бытие 5:1).

Если человек создан по образу и подобию Бога, соответственно, здравый смысл подсказывает, что мы по природе своей воспринимаем в самих себе то количество личностей, которыми обладает и сам Бог. Скажем прямо: никто в здравом сознании и при адекватном восприятии самого себя не станет считать себя человеком с раздвоенной или расстроенной (в смысле с тремя) личностью. Но мы созданы Богом так, что ощущаем себя одной-единственной самостоятельной личностью. В нашем сознании при здравом психическом состоянии не присутствуют разговоры-обсуждения трех отдельных «я». Никто не станет говорить, что в нем существуют три отдельных «Николая» или три самостоятельных «Марии Ивановны», которые, мол, в итоге составляют одного (или одну) меня.

Однако если Бог, сотворивший человека по образу и подобию своему, являлся бы триединым (одним в лице трех личностей), тогда и каждый человек как само собой разумеющееся, считал бы себя таким же одним в составе трех личностей (заметьте, не качеств, не свойств, а именно личностей)! Но кто из читателей может сказать, что он состоит из нескольких отдельных самостоятельных личностей? Думаю, никто. Значит ли это, что Бог сотворил человека вовсе не по образу и подобию своему? Именно по своему образу и подобию. Но отнюдь не «триединой», а единой, одной личностью, безо всяких «расслоений». Потому что и сам Бог является ОДНОЙ личностью, не разделенным, не «расслоенным» на Троицу.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...