Кто из называющих себя «христианами» не знает самую известную, данную Иисусом молитву, получившую наименование «Отче наш»? Начинается она словами:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…»
(Матфея 6:9).
Многие выучили ее наизусть. Но выучить – это одно. Поступать согласно молитве – это уже совсем другое. Парадокс, но множество современных «христиан», регулярно произносящих в молитвах фразу «Да святится имя Твое…», как выясняется, абсолютно не заинтересованы ни в знании этого имени, ни в самом понимании того, что значит «святить» и как они могли бы это делать в реальной жизни. Что это за имя Отца, которое обязаны «святить» христиане? И можно ли «святить» это имя, не употребляя его вовсе?
Если имя Сына – Иисус, то как звучит имя его Отца? Это имя указано Автором Библии в его Слове около 7 тысяч раз, т.е. чаще, чем любое другое присутствующее в нем чье-либо имя (включая имя Сына). И звучит оно как «Иегова».
«Чтобы они узнали, что один Ты, чьё имя — Иегова, Есть Всевышний над всей землёй» (Псалом 83:18, «Восстановительный перевод»).
«Я Иегова; это Моё имя, И Я не отдам Мою славу другому» (Исаия 42:8, «Восстановительный перевод»).
Но что означают слова Иисуса, что христианам следует «святить» имя его Отца? Слово «святить» («αγιασθήτω», Номер Стронга: #37) буквально означает «освящать (отделять от обычных вещей и предназначать для Господа), святить (почитать что-либо святым), посвящать (отдавать или предназначать для Бога, т.е. в святое употребление), почитать святым, очищать, омывать».
И вот тут со стороны тех «христиан», кто по какой-то странной причине пытаются освободить себя от этой данной Иисусом обязанности, можно услышать не менее странное возражение. Оно звучит примерно так: «"Святить" имя Отца, возможно, подразумевает признание особой "славы" этого имени. А того, что "свято", грешным людям не следует касаться, иначе мы проявим к этому имени неуважение…» Как следствие, человек якобы не должен произносить святое имя Бога...
Насколько здраво такое оправдание? Ни насколько! Потому что такой «аргумент» носит откровенно спекулятивный характер, при этом абсолютно игнорируя тот смысл, который Библия вкладывает в данное выражение.
Слово «святится», или точнее, - «освящается» - довольно часто используется в Писаниях, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. При этом оно несет в себе не только смысл духовной чистоты, но также указывает на «посвящение», особое отделение для служения Богу. Так, Иисус говорил о себе как о том, «Которого Отец ОСВЯТИЛ и послал в мир» (Иоанна 10:36).
Разумеется, что под «освящением» Сына подразумевалось не то, что он якобы нуждался в некоем очищении перед тем, как с небес прийти на землю. Он уже был свят. Сын был «освящен» Отцом в смысле его «назначения» для выполнения этой важной миссии.
Аналогичным образом во 2 Тимофею 2:21 мы читаем:
«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, ОСВЯЩЕННЫМ и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело».
Под словом «освященным» в оригинале стоит все то же слово, что и в упомянутой Иисусом фразе «да СВЯТИТСЯ имя Твое». Не сложно догадаться, какой смысл несет в себе это выражение. «Освящение», как видим из данного стиха, напрямую связано с «благопотребностью» (т.е. пригодностью) для выполнения важных богоугодных дел. Так, христиане часто называются в Писании «святыми» («άγιοι», Номер Стронга: #40), а это родственное однокоренное слово относительно слова «святить», «освящать» (Деяния 9:13; 26:10; Римлянам 1:7; 12:13; 2 Коринфянам 1:1; 13:13). «Святой» - буквально «посвященный», «отделенный» для служения Богу.
Тот же смысл Писание вкладывает в слово «освящать» и в Ветхом Завете, когда Иегова Бог призывает Моисея отделить для Него первенцев:
«Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они… Отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу» (Исход 13:2,12).
А также когда Бог «посвящает» на служение себе Аарона и его сыновей:
«И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне» (Исход 28:41).
Указания на «освящение» («посвящение») первенцев от людей и животных, а также Аарона и его сыновей, напрямую связано с «отделением» всех их для осуществления соответствующего служения Богу. Под их «освящением» подразумевался не простой их особый статус, но имелась в виду определенная цель, с которой Бог желал их использовать.
Итак, если понятие «святить» («освящать») несет в себе смысл не только обретения духовной чистоты и святости, но также указывает на особое предназначение для осуществления Божьего намерения, то в таком случае какой смысл Иисус вкладывал в слова «да святится имя Твое»? Каким образом Бог «освящает» свое имя? Чтобы это понять, следует учесть, что данной фразой Иисус не сказал слушающим его иудеям что-то новое и необычное. Напротив, он напоминал им известные слова из Закона, где Бог говорит следующее:
«И не оскверняйте Моё святое имя, а пусть Я буду освящаем среди детей Израиля; Я Иегова, освящающий вас, Который вывел вас из Египетской земли, чтобы быть вашим Богом; Я Иегова» (Левит 22:32,33, «Восстановительный перевод»).
В данном постановлении Закона Бог, подчеркивая святость своего имени, повелевает израильтянам освящать его. При этом он дважды озвучивает свое имя «Иегова», что само по себе говорит о необоснованности оправдания многих т.н. «христиан», считающих будто «святить» имя Отца означает не употреблять это имя вовсе. Как видим, сам Бог так не считает, но, наоборот, подчеркивает прямую взаимосвязь «освящения» своего имени с его открытым провозглашением.
В той же книге Левит 10:3 мы читаем еще одни слова Бога:
«Тогда Моисей сказал Аарону: Это — то, что говорил Иегова, когда сказал: "В тех, кто приближается ко Мне, Я буду освящён, и перед всем народом Я буду прославлен"» (Левит 10:3, «Восстановительный перевод»).
Заметим, с точки зрения Бога «освящение» и открытое «прославление» идут рука об руку. Говоря о своем освящении, Иегова Бог повелевает прославить себя «перед всем народом». Это еще раз подчеркивает, что «святить» («освящать») имя Бога не означает просто в сердце признавать его величие, но подразумевает открытое его прославление перед другими!
«Поэтому так говорит Иегова... Они освятят Моё имя, и освятят Святого Иаковлева, и будут благоговеть в страхе перед Богом Израиля» (Исаия 29:22,23, «Восстановительный перевод»).
Мысль о том, что освящение Божьего имени подразумевает его провозглашение и известность среди других людей и народов, подчеркивается в Иезекииль 36:23 -
«И Я освящу Моё великое имя…; и племена узнают, что Я Иегова, — возвещает Господь Иегова, когда Я буду освящён в вас у них на глазах» (Иезекииль 36:23).
Данный стих говорит сам за себя: Бог хочет «освящения своего великого имени». И он желает, чтобы его имя стало известно не только в его народе, но и во всех иных нациях и племенах. Причем, это «освящение» подразумевает известность его как Бога по имени Иегова. Вот, что, согласно Библии, значит «святить» Божье имя!
Между тем, из процитированного выше стиха становится понятно, какую важную цель вкладывает Бог в освящение своего имени. Писание признает, что «все народы ходят каждый во имени бога своего» (Михей 4:5, Перевод Архимандрита Макария). А также, что «есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много» (1 Коринфянам 8:5, СП). Эти миллионы «богов» либо имеют свои имена, либо остаются безымянными. Тем не менее, все их поклонники считают свои персональные божества «истинными Богами» и «истинными Господами». Каким же образом в понимании миллиардов людей подлинно Истинный Бог может идентифицировать себя, оставаясь при этом четко дистанцированным от привычных для них божеств? Просто назвать себя «Богом» и «Господом»? Но, как признает Библия, во всех культах ложные божества носят точно такие же титулы, а потому никакого различия между Богом и «богами» для их приверженцев не обнаружится.
Самый первый, самый главный шаг для обеспечения такого различия – знание собственного имени Истинного Бога! Именно благодаря личному имени Бога, указанному Им в своем Слове 7 тысяч раз, достигается возможность отсечь в осознании людей личность подлинного Бога от многочисленных ложных божеств. Вот почему пророк Михей в продолжении своей мысли о богах различных народов в противовес им провозглашает имя Истинного Бога:
«…а мы будем ходить во имени Иеговы, Бога нашего, во век и вечность» (Михей 4:5, ПАМ).
Как мы помним, одним из значений слова «освящение» является «назначение для выполнения важного Божьего намерения». В Иезекииль 36:23 это намерение Бога относительно его святого имени четко показано. Бог «освящает» (т.е. делает известным) свое великое имя, чтобы все народы, «узнав» его как Иегову, получили возможность воздать ему славу как Истинному Богу. Писание говорит об этом так:
«Все концы земли вспомнят и возвратятся к Иегове, и все семейства племён поклонятся перед Тобой; Ибо Иегове принадлежит царство и Он правит среди племён» (Псалом 22:27,28, «Восстановительный перевод»).
«И племена будут бояться имени Иеговы, и все земные цари — Твоей славы» (Псалом 102:15, «Восстановительный перевод»).
«Поэтому будут бояться имени Иеговы от запада и Его славы — от восхода солнца» (Исаия 59:19, «Восстановительный перевод»).
«Я дам им узнать Мою руку и Моё могущество, и они узнают, что Моё имя — Иегова» (Иеремия 16:21, «Восстановительный перевод»).
«И Иегова будет Царём над всей землёй; в тот день Иегова будет единым Богом и Его имя — единым именем» (Захария 14:9, «Восстановительный перевод»).
В виду всех вышеперечисленных фактов мы приходим к следующему выводу: говоря «Да святится имя Твое…», Иисус обращал внимание на известные его слушателям аналогичные библейские указания, в которых Бог повелевал своим служителям не только признавать величие и святость своего имени, но и открыто провозглашать это имя (Матфея 6:9). Практически во всех подобных примерах «освящение» Божьего имени прямо подразумевает произношение имени «Иегова». По этой причине истинные христиане не могут считать оправданным избегать провозглашения имени Иеговы, как личного имени Бога. Наоборот, будучи послушными библейским увещаниям, они прославляют Иегову как истинного Бога и стремятся сделать это имя известным среди других народов.
Да и могут ли христиане поступать иначе, если эта истина провозглашается даже на небесах:
«Йегова, кто не убоится и не прославит Твоего имени? Ведь Ты один свят. Все народы придут и поклонятся Тебе, так как открылись Твои праведные дела» (Откровение 15:4, "Брит Хадаша", ред. NEV).
Комментариев нет:
Отправить комментарий