«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3)
Многим верующим хорошо знакомы эти слова, сказанные Иисусом. Но многие ли понимают о каком «едином истинном Боге» он вел речь? О «триедином» божестве, как верят «тринитарии»? Или о самом себе, облекающимся то в образ Отца, то в образ Сына, то в образ святого духа, как толкуют «монархиане-модалисты»? Большинство же верующих вообще не утруждают себя попытками иметь четкое понимание личности истинного Бога, и тем самым игнорируют важную часть этой фразы Господа – «ДА ЗНАЮТ».
Иисус хотел, чтобы те, кто решил стать его учениками, ЗНАЛИ его небесного Отца, которого он сам называл «истинным Богом». Причем, от знания Отца, равно как и от знания Сына, зависела бы сама вечная жизнь таких людей!
И вот, что здесь интересно: используя выражение — «да знают Тебя, единого истинного Бога» — Иисус не сказал ровным счетом ничего нового, что было бы незнакомо его слушателям. Апостолы были евреями, а потому хорошо знакомы с Еврейскими Писаниями (Ветхим Заветом). Современных верующих вопрос «Кто небесный Отец и как его имя?» довольно часто, что называется, выбивает из колеи. Но для учеников Иисуса, с детства знакомых с Законом и Пророками, такой вопрос не стоял по определению. Они очень хорошо понимали о «знании» какого «истинного Бога» хотел им сказать их Учитель. Понимали, потому что Иисус, по сути, лишь повторил то, чему Писание до того учило многократно (2 Тимофею 3:16,17).
Примененное в Иоанна 17:3 слово «знать» в греческом тексте представлено словом «γινώσκω» (Номер Стронга 1097). Именно это слово, а также его однокоренные производные, мы встречаем в целом ряде других библейских текстов, направляющих внимание верующих на «знание» истинного Бога. Обратим внимание на некоторые из таких примеров.
«Чтобы они узнали, что один Ты, чьё имя — Иегова, есть Всевышний над всей землёй» (Псалом 83:18, Восстановительный перевод)
«Знайте, что Бог — это Иегова... Благодарите Его; благословляйте Его имя. Ибо благ Иегова» (Псалом 100:3-5, Восстановительный перевод)
«Пойдём и возвратимся к Иегове… Узнаем, будем стремиться узнать Иегову» (Осия 6:1,3, Восстановительный перевод)
«Чтобы ты узнал, что Я Иегова... Что нет никого кроме Меня. Я Иегова, и другого нет» (Исаия 45:3,5, Восстановительный перевод)
«И будут знать они, что имя Мое – Йеhова» (Иеремия 16:21, Танах на русском)
Пророческое слово обращает внимание на то, что «знание истинного Бога Иеговы» будет характерным признаком для его истинных служителей, живущих в последние дни и в прекрасном будущем мире.
«Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Йеhовы, как полно море водами» (Исаия 11:9, Танах на русском)
«Ибо наполнится земля познанием славы Иеговы, как воды покрывают дно моря» (Аввакум 2:14, перевод архимандрита Макария)
Какой вывод можно сделать на основании вышеприведенных примеров? Какого истинного Бога следовало «знать» каждому верующему человеку как в дохристианскую эпоху, так и в последующем? Библия дает четкий ответ на этот вопрос, говоря о «познании» истинного Бога, чье имя Иегова. С этим знанием, как можно убедиться, напрямую связано признание и прославление Его святого имени.
Поэтому, когда Иисус произнес хорошо знакомые его ученикам слова о «знании истинного Бога», у них не могло возникнуть вопросов, кого и что он имеет в виду. Они прекрасно знали, что Писание многократно говорит о «знании» Иеговы Бога. А значит, последователям Христа так же надлежало «знать Иегову». И это «знание Иеговы» служило основанием для спасения, для обретения вечной жизни.
«И будет, что всякий, кто призовет имя Иеговы, спасется» (Иоиль 2:32, перевод архимандрита Макария)
«Тогда Я дам народам уста чистые, чтобы все они призывали имя Иеговы, и служили Ему единодушно» (Софония 3:9, перевод архимандрита Макария)
Спасибо!!!!!!! Ваш труд драгоценен в сердцах Верующих людей!
ОтветитьУдалитьДорогой Сергей! Огромное спасибо за такие ценные мысли!
ОтветитьУдалитьПотом апостол Павел повторил слова Христа из Ин 17:3, для обоснования христианской веры - одной веры.
ОтветитьУдалитьЕф 4:4-6
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь (Иисус) одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
А у некоторых вера вышла так, что сам Христос учил "Да знают Нас Триединого истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа и пришедшего от Самого Себя Иисуса Христа (ведь Всевышний Бог может только так приходить - Сам от Себя)".
ОтветитьУдалитьА почему так надо верить? А потому - некоторые так сказали, а не Библии от Бога.
Рим 3:4
Бог верен, а всякий человек лжив.
Спасибо, Сергей, за статью. Что касается Иоанна 17:3, я где-то, уже не помню точно где, читал, что этот стих был преткновением для Августина, который написал фундаментальный труд о Троице. Преткновением в том смысле, что в этом стихе Иисус ясно отделяет себя от единого истинного Бога. Августин даже допускал, что этот стих был сознательно добавлен антитринитариями.
ОтветитьУдалитьНичуть не удивлен этому, ведь Августин строил свои представления на основе идей неоплатонизма вкупе с задачей доказать «единосущие» и «равенство» трех «ипостасей». Тем более, что к его времени неоплатонизм (в лице Порфирия) предлагал аналогичную концепцию.
УдалитьПо словам доктора философских наук Алексея Фокина, «нет никаких сомнений в том, что основное философское формирование Августина было платоническим, да и сам он признается, что считает платонизм наиболее близкой к христианству философской системой […] Из неоплатоников Августину, по его собственному признанию, были известны Плотин, Порфирий и Ямвлих... В диалоге «Против Академиков» он восхваляет Плотина как нового Платона, а в «Монологах» утверждает, что Плотин и Платон имели истинное представление о Боге» (Фокин А.Р. «Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике»).
Естественно, что Августин был вынужден спотыкаться о столь неудобные для своей философской системы библейские свидетельства, указывающие на подчиненность Сына Отцу, как единственному истинному Богу над собой.
Так же в этом тексте нет третьей личности!
ОтветитьУдалить