вторник, 23 ноября 2021 г.

От Кого зависит жизнь Божьего Сына? (Иоанна 6:57)



«Я живу благодаря Отцу» (Иоанна 6:57, Новый русский перевод)

 

Если Бог – это Троица, а Сын является во всех отношениях равным своему Отцу, то вот вопрос: может ли жизнь Сына быть зависимой от кого-то другого? Есть ли у Сына тот, кто является Источником его бытия, его Жизнедателем? Другими словами, от Кого зависит само существование Сына?

Казалось бы, это странный вопрос. Разве может жизнь Бога зависеть от кого-либо, если он есть истинный Всемогущий Бог? В то же время, если существование личности, какой-бы великой и могущественной она не являлась, обусловлено волей и поддержкой кого-то иного, понятно, что эта личность не может быть Всемогущим Богом; таковым будет являться именно Тот, от кого зависит существование данной личности.

Что же на этот счет говорил о себе Божий Сын? Утверждал ли он, что источником своего бытия является он сам?

Как правило, в этом вопросе сторонники тринитаризма сошлются на слова Иисуса из Иоанна 5:26, где он сказал:

«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».


Давайте рассмотрим этот аргумент, а после перейдем к основному вопросу нашей темы.

Итак, данный евангельский текст гласит, что Сын «имеет жизнь в Самом Себе», как и Отец. Казалось бы, в этом тексте речь идет о том, что жизнь Сына ни от кого не зависит, и своему существованию он обязан лишь самому себе. Разве это не ответ, указывающий на равенство в бытии Отца и Сына и, соответственно, подтверждающий, что Сын является Богом Всемогущим? Однако, увы, это не ответ, и вот почему...

 

В данных словах Иисуса присутствуют два важных момента, на которые зачастую не обращают внимание сторонники тринитаризма. Во-первых, Божий Сын не сказал, что он имел в себе эту жизнь по умолчанию всегда, но сделал уточнение, что Бог ему эту возможность «дал». А значит, изначально Сын такой возможностью не обладал. Такое понимание подтверждается в продолжении слов Иисуса, когда в следующем 27-м стихе он снова использует то же самое слово «дал», говоря:

«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий».

А также в стихе 36-м, где Иисус говорит о «делах, которые Отец дал [Ему] совершить»

Разумеется, эту власть, равно как и поручение Богом свершать дела, Сын имел не всегда, но получил от Отца в определенный момент времени. Соответственно, и «жизнь в самом себе» Сын тоже получил не сразу, но лишь тогда, когда того пожелал его Отец. В итоге слова Иисуса раскрывают следующее важное обстоятельство: Отец имел жизнь в себе всегда, в то время как Сын не имел жизнь в самом себе изначально, но когда-то получил ее от Отца. Разница очевидна.

 

Вторая важная особенность — это ближайший контекст слов Иисуса. Он говорил о «жизни в себе», ведя речь о грядущем воскресении мертвых (стихи 21-29). Казалось бы, что это меняет в понимании слов Иисуса из Иоанна 5:26 – «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе»?

Однако, прочтем чуть ранее 21-й стих:

«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоанна 5:21).


Как видим, даже конструкции этих двух предложений в основе своей идентичны, что указывает на их связующее смысловое значение. По сути, сказанное Иисусом в 26-м стихе является уточняющим дополнением к стиху 21. С этого момента Божий Сын начинает говорить о своей роли в замысле Отца воскресить умерших. А это в свою очередь поясняет и смысл сказанного в стихе 26. Получается, что выражение «иметь жизнь в себе» по смыслу тесно связано «воскрешением» и «оживлением», ведь и слова о «жизни в себе» Божий Сын произнес сразу после своих слов об «оживлении мертвых» (стих 25).  И это снова все ставит на свои места.

Итак, говоря, что «Отец имеет жизнь в Самом Себе» и что Бог в определенный момент времени дал также и Сыну возможность «иметь жизнь в Самом Себе», Иисус напрямую связывает эти выражения с замыслом воскрешения умерших. Другими словами, Отец как источник жизни наделил своего Сына правом и возможностью дать новую жизнь тем, кто умер. Именно Иисус станет назначенным Богом источником новой жизни для тех, кто умер, но будет им воскрешен (Иоанна 3:35,36; 6:40,44; 11:25).

 

Примечательно, что во многих переводах Библии данный текст представлен именно в таком контексте. Для сравнения….


«Как Отец есть источник жизни, так и Сына Он сделал источником жизни» (Современный перевод, РБО).

«Отец — источник жизни, и Сыну Он позволил быть источником жизни» (Перевод Библейской Лиги, ERV).
 


«Отец — источник жизни, и Сыну Своему позволил Он даровать людям жизнь» (Cовременный перевод, WBTC).

 

«Как Отец — начало жизни, так и Сына сделал началом жизни» (Перевод Русского Библейского Центра).

 

«Ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе» (Перевод Л. Лутковского).


Таким образом, Отец как истинный источник жизни для всех созданий вверил своему Сыну право «дать жизнь миру», посредством воскресения тех, кто умер (Иоанна 6:33; 11:25). И с этим согласуются другие известные слова Иисуса:

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком... И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоанна 10:10,28).

 

Впрочем, мы ничуть не удивимся, если со стороны сторонников тринитаризма услышим примерно такое возражение: «Если Отец и дал Сыну возможность иметь жизнь в самом себе, то не обязательно, что это относится исключительно к праву Сына воскресить умерших. Если о Сыне говорится, что он имеет в себе жизнь, равно как и Отец, то разве это не делает Сына равным Отцу, а значит, и самим Богом?»

Ход мыслей подобного возражения понятен, но все-таки ошибочен. Понятие «иметь жизнь в самом себе» вовсе не подразумевает факт равенства с Богом. Убедиться в этом мы можем, обратившись к уже следующей, 6-й главе евангелия Иоанна. Вот, что говорит Иисус слушающим его людям:

 

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в [самих] себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53,54).


(Вспомним также вышеозвученные слова Иисуса из Иоанна 10:10 — «Я пришел для того, чтобы [верующие в Сына] имели жизнь и имели с избытком»).


Как можно убедиться, Иисус применяет то же самое выражение «иметь в самом себе жизнь» и к обычным людям. (В греческом тексте Иоанна 6:53, так же как и в Иоанна 5:26, присутствует слово εαυτοις – «самих себе»). Но делает ли это их «равными Богу»? Вовсе нет. Отсюда напрашивается вывод о безосновательности попытки представить Сына, которому Отец «дал иметь жизнь в Самом Себе», равным своему Отцу и, соответственно, таким же Богом. Ведь Отец дает возможность «иметь жизнь в самом себе» и своему Сыну, и своим послушным земным служителям.

 
 

Теперь мы возвратимся к первоначальному вопросу и напомним себе его основные мыли:

Кто является Источником жизни Сына? Кто является его Жизнедателем? От Кого зависит само существование Сына, его бытие? Что на этот счет говорил о себе Божий Сын? Утверждал ли он, что источником своего бытия является он сам? (Ведь если Сын является равным Отцу Всемогущим Богом, разумеется, его жизнь не может быть ему кем-то подарена, и его бытие не может поддерживаться и зависеть от кого-либо другого).

 

Убедительный ответ на этот вопрос мы находим в той же самой 6-й главе евангелия Иоанна, практически сразу же после слов Иисуса о том, что его истинные ученики будут «иметь в самих себе жизнь». Причем, обращает на себя внимание тот факт, что в Синодальном переводе данный текст представлен в весьма обтекаемом виде. Речь идет о словах Иисуса в Иоанна 6:57 -

 

«Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».

 

Действительно, при чтении данного текста в том виде, в котором он представлен в Синодальном переводе, довольно сложно уловить четкий смысл сказанного Божьим Сыном. Что значит «Я живу Отцом»? Такое выражение может иметь весьма обобщенный смысл, например, «Я живу любовью к Отцу» или «Я живу исполнением воли Отца». Таким же образом и относительно фразы «жить будет Мною» можно представить, что смысл ее аналогичен выражению «жить будет верой в Меня». И так далее…

Но если мы обратимся непосредственно к первоисточникам, то увидим, что древний новозаветный текст говорит более определенно:

 

καθως Как απέστειλέν послал με Меня ο Ζων живущий πατηρ Отец Καγω и Я ζω живу δια через τον πατέρα, Отца, και и ο τρώγων поедающий με Меня κακεινος и тот ζήσει будет жить δι’ через εμέ. Меня.

 

В данном отрывке древнего текста дважды присутствует греческий предлог «δια», который буквально означает «через», «посредством», «с помощью», «по причине». Например, этот же уточняющий предлог «δια» присутствует и в других хорошо известных стихах евангелия Иоанна:


«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него… В мире был, и мир чрез Него начал быть… Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанна 1:3,7,10,17).

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3:17).

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).


Как можно убедиться, во всех вышеприведенных примерах предлог «δια» несет в себе смысл причины или средства, через которое обеспечивается осуществление чего-либо. Так, в 1-й главе евангелия Иоанна подчеркивается, что весь мир, все существующее получило свое бытие благодаря («δια») Сыну. Но ведь тот же самый предлог «δια» применен и в Иоанна 6:57, когда описывается источник жизни Сына и земных созданий! И если из данного текста не выбрасывать присутствующее в первоисточниках слово «δια», то сам этот стих звучит уже гораздо определеннее. 


Сравним его в других переводах Библии:

 

«Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне» (Новый русский перевод).


«И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною» (Современный перевод, РБО).

«Как Отец живой послал Меня, и Я живу через Него, так и те, кто ест Моё Тело, будут жить через Меня» (Cовременный перевод, WBTC).

«Как Отец, жизнь дающий, послал Меня, и Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто ест Мою плоть, будет жить благодаря Мне» (Перевод Библейской Лиги, ERV).

«Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне» (Слово Жизни).


«Подобно тому, как живой Отец послал меня, и я живу через Отца, так и тот, кто ест меня, будет жить через меня» (Еврейский Новый Завет).

«Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне» (Восточный смысловой перевод, CARS).

 



В отличие от весьма затуманенной подачи этого стиха в Синодальном переводе, другие библейские переводы, применившие значение присутствующего в данном тексте предлога «δια», помогают более четко понять суть слов Иисуса. А эти слова раскрывают важное обстоятельство, связанное с самой жизнью Божьего Сына, а именно — бытие Сына, само его существование полностью зависит от его Отца, которого Сын и назвал «единственным истинным Богом» (Иоанна 17:3).

Показательно, что в этом предложении Иисус упоминает и обычных людей, подчеркивая прямую зависимость условия обладания ими жизни, и притом жизни вечной, от него как Мессии. Как мы увидели выше, такой властью Сын был наделен небесным Отцом. В свою очередь Божий Сын указал и на абсолютную зависимость собственной жизни, личного бытия, от своего Отца. «Я живу благодаря Отцу», - сообщает он. Итак, Сын живет не благодаря самому себе, не благодаря каким-то особенным личным свойствам, но ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОДАРЯ ОТЦУ! Другими словами, источником жизни Сына является его Отец, а не он сам.


К какому выводу мы приходим в результате пристального знакомства с Иоанна 6:57? Он очевиден. Иисус прямо объясняет, что источником его существованием является исключительно его Отец (Сравните Псалом 35:10). «Я живу благодаря Отцу», - сказал Божий Сын. Точно так же, как жизнь упомянутых им в том же тексте обычных людей полностью зависима от Господа, бытие самого Сына полностью зависит от поддержки Отца. Сын не может существовать сам, так как источник его жизни находится не у него, а у его Отца, «истинного Бога» (Иоанна 17:3). И этот факт также поясняет многочисленные примеры слов Иисуса, в которых он увещал, что не может ничего делать сам от себя, но лишь то, чему его научил и что от него ожидает его небесный Отец (Сравните Иоанна 5:30; 8:28; 12:49).

 

В свою очередь, рассмотренные факты, однозначно указывающие на абсолютную зависимость и подчиненность Сына по отношению к своему Отцу, с такой же очевидностью свидетельствуют о том, что Сын не может считаться Всемогущим Богом. Он наделен Отцом великой славой и силой. Но он не является ни самим истинным Богом, ни равным своему Отцу, который называется Богом Всемогущим. Право получать поклонение и славу «единственного истинного Бога» принадлежит только небесному Отцу, которому поклоняется и сам Сын.

 

«Это есть вечная жизнь: чтобы они знали Тебя, единственного Истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою» (Иоанна 17:3, Cовременный перевод).



 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...