«Я живу благодаря Отцу» (Иоанна
6:57, Новый русский перевод)
Если Бог – это Троица, а Сын является во всех отношениях равным
своему Отцу, то вот вопрос: может ли жизнь Сына быть зависимой от кого-то
другого? Есть ли у Сына тот, кто является Источником его бытия, его
Жизнедателем? Другими словами, от Кого зависит само существование Сына?
Казалось бы, это странный вопрос. Разве может жизнь Бога зависеть от кого-либо,
если он есть истинный Всемогущий Бог? В то же время, если существование
личности, какой-бы великой и могущественной она не являлась, обусловлено волей
и поддержкой кого-то иного, понятно, что эта личность не может быть Всемогущим
Богом; таковым будет являться именно Тот, от кого зависит существование данной
личности.
Что же на этот счет говорил о себе Божий Сын? Утверждал ли он, что источником
своего бытия является он сам?
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
Давайте рассмотрим этот аргумент, а после перейдем к основному вопросу нашей темы.
Итак, данный евангельский текст гласит, что Сын «имеет жизнь в Самом Себе», как и Отец. Казалось бы, в этом тексте речь идет о том, что жизнь Сына ни от кого не зависит, и своему существованию он обязан лишь самому себе. Разве это не ответ, указывающий на равенство в бытии Отца и Сына и, соответственно, подтверждающий, что Сын является Богом Всемогущим? Однако, увы, это не ответ, и вот почему...
В данных словах Иисуса присутствуют два важных момента, на которые
зачастую не обращают внимание сторонники тринитаризма. Во-первых, Божий Сын не
сказал, что он имел в себе эту жизнь по умолчанию всегда, но сделал уточнение,
что Бог ему эту возможность «дал». А
значит, изначально Сын такой возможностью не обладал. Такое понимание
подтверждается в продолжении слов Иисуса, когда в следующем 27-м стихе он снова
использует то же самое слово «дал», говоря:
«И дал Ему власть производить и суд,
потому что Он есть Сын Человеческий».
А также в стихе 36-м, где Иисус говорит о «делах, которые Отец дал [Ему] совершить»
Разумеется, эту власть, равно как и поручение Богом свершать дела, Сын имел не
всегда, но получил от Отца в определенный момент времени. Соответственно, и
«жизнь в самом себе» Сын тоже получил не сразу, но лишь тогда, когда того
пожелал его Отец. В итоге слова Иисуса раскрывают следующее важное обстоятельство:
Отец имел жизнь в себе всегда, в то время как Сын не имел жизнь в самом себе
изначально, но когда-то получил ее от Отца. Разница очевидна.
Вторая важная особенность — это ближайший контекст слов Иисуса. Он говорил о
«жизни в себе», ведя речь о грядущем воскресении мертвых (стихи 21-29). Казалось
бы, что это меняет в понимании слов Иисуса из Иоанна 5:26 – «Ибо, как Отец
имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе»?
Однако, прочтем чуть ранее 21-й стих:
«Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоанна 5:21).
Как видим, даже конструкции этих двух предложений в основе своей идентичны, что
указывает на их связующее смысловое значение. По сути, сказанное Иисусом в 26-м
стихе является уточняющим дополнением к стиху 21. С этого момента Божий Сын
начинает говорить о своей роли в замысле Отца воскресить умерших. А это в свою
очередь поясняет и смысл сказанного в стихе 26. Получается, что выражение
«иметь жизнь в себе» по смыслу тесно связано «воскрешением» и «оживлением»,
ведь и слова о «жизни в себе» Божий Сын произнес сразу после своих слов об
«оживлении мертвых» (стих 25). И это
снова все ставит на свои места.
Итак, говоря, что «Отец имеет жизнь в Самом Себе» и что Бог в определенный
момент времени дал также и Сыну возможность «иметь жизнь в Самом Себе», Иисус
напрямую связывает эти выражения с замыслом воскрешения умерших. Другими
словами, Отец как источник жизни наделил
своего Сына правом и возможностью дать новую жизнь тем, кто умер. Именно Иисус
станет назначенным Богом источником новой жизни для тех, кто умер, но будет им
воскрешен (Иоанна 3:35,36; 6:40,44; 11:25).
Примечательно, что во многих переводах Библии данный текст представлен
именно в таком контексте. Для сравнения….
«Как Отец есть источник жизни, так и Сына Он сделал источником жизни» (Современный
перевод, РБО).
«Отец — источник жизни, и Сыну Он позволил быть источником жизни» (Перевод
Библейской Лиги, ERV).
«Отец — источник жизни, и Сыну Своему позволил Он даровать людям
жизнь» (Cовременный перевод, WBTC).
«Как Отец — начало жизни, так и Сына сделал началом жизни»
(Перевод Русского Библейского Центра).
«Ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле
Отца имеет источник жизни в Самом Себе» (Перевод Л. Лутковского).
Таким образом, Отец как истинный источник жизни для всех созданий вверил своему
Сыну право «дать жизнь миру», посредством воскресения тех, кто умер (Иоанна
6:33; 11:25). И с этим согласуются другие известные слова Иисуса:
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком... И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоанна 10:10,28).
Впрочем, мы ничуть не удивимся, если со стороны сторонников
тринитаризма услышим примерно такое возражение: «Если Отец и дал Сыну
возможность иметь жизнь в самом себе, то не обязательно, что это относится
исключительно к праву Сына воскресить умерших. Если о Сыне говорится, что он
имеет в себе жизнь, равно как и Отец, то разве это не делает Сына равным Отцу,
а значит, и самим Богом?»
Ход мыслей подобного возражения понятен, но все-таки ошибочен. Понятие «иметь жизнь
в самом себе» вовсе не подразумевает факт равенства с Богом. Убедиться в этом
мы можем, обратившись к уже следующей, 6-й главе евангелия Иоанна. Вот, что
говорит Иисус слушающим его людям:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в [самих] себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:53,54).
Как можно убедиться, Иисус применяет то же самое выражение «иметь в самом себе жизнь» и к обычным людям. (В греческом тексте Иоанна 6:53, так же как и в Иоанна 5:26, присутствует слово εαυτοις – «самих себе»). Но делает ли это их «равными Богу»? Вовсе нет. Отсюда напрашивается вывод о безосновательности попытки представить Сына, которому Отец «дал иметь жизнь в Самом Себе», равным своему Отцу и, соответственно, таким же Богом. Ведь Отец дает возможность «иметь жизнь в самом себе» и своему Сыну, и своим послушным земным служителям.
Теперь мы возвратимся к первоначальному вопросу и напомним себе
его основные мыли:
Кто является Источником жизни Сына? Кто является его Жизнедателем?
От Кого зависит само существование Сына, его бытие? Что на этот счет говорил о
себе Божий Сын? Утверждал ли он, что источником своего бытия является он сам?
(Ведь если Сын является равным Отцу Всемогущим Богом, разумеется, его жизнь не
может быть ему кем-то подарена, и его бытие не может поддерживаться и зависеть
от кого-либо другого).
Убедительный ответ на этот вопрос мы находим в той же самой 6-й
главе евангелия Иоанна, практически сразу же после слов Иисуса о том, что его
истинные ученики будут «иметь в самих себе жизнь». Причем, обращает на себя
внимание тот факт, что в Синодальном переводе данный текст представлен в весьма
обтекаемом виде. Речь идет о словах Иисуса в Иоанна 6:57 -
«Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».
Действительно, при чтении данного текста в том виде, в котором он
представлен в Синодальном переводе, довольно сложно уловить четкий смысл
сказанного Божьим Сыном. Что значит «Я живу Отцом»? Такое выражение может иметь
весьма обобщенный смысл, например, «Я живу любовью к Отцу» или «Я живу
исполнением воли Отца». Таким же образом и относительно фразы «жить будет Мною»
можно представить, что смысл ее аналогичен выражению «жить будет верой в Меня».
И так далее…
Но если мы обратимся непосредственно к первоисточникам, то увидим, что древний
новозаветный текст говорит более определенно:
καθως Как απέστειλέν
послал με
Меня ο
Ζων
живущий πατηρ
Отец Καγω
и Я ζω
живу δια через
τον
πατέρα,
Отца, και
и ο
τρώγων
поедающий με
Меня κακεινος
и тот ζήσει
будет жить δι’ через
εμέ.
Меня.
В данном отрывке древнего текста дважды присутствует греческий
предлог «δια», который буквально означает «через», «посредством», «с помощью»,
«по причине». Например, этот же уточняющий предлог «δια» присутствует и в
других хорошо известных стихах евангелия Иоанна:
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него… В мире был, и мир чрез Него начал быть… Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанна 1:3,7,10,17).
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3:17).
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).
Как можно убедиться, во всех вышеприведенных примерах предлог «δια» несет в себе смысл причины или средства, через которое обеспечивается осуществление чего-либо. Так, в 1-й главе евангелия Иоанна подчеркивается, что весь мир, все существующее получило свое бытие благодаря («δια») Сыну. Но ведь тот же самый предлог «δια» применен и в Иоанна 6:57, когда описывается источник жизни Сына и земных созданий! И если из данного текста не выбрасывать присутствующее в первоисточниках слово «δια», то сам этот стих звучит уже гораздо определеннее.
Сравним его в других переводах Библии:
«Как живой Отец послал Меня и как Я живу
благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне» (Новый русский перевод).
«И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу
благодаря Отцу, так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною» (Современный
перевод, РБО).
«Как Отец живой послал Меня, и Я живу
через Него, так и те, кто ест Моё Тело, будут жить
через Меня» (Cовременный перевод, WBTC).
«Как Отец, жизнь дающий, послал Меня, и Я живу
благодаря Отцу, так и тот, кто ест Мою плоть, будет жить благодаря Мне» (Перевод Библейской Лиги, ERV).
«Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу,
так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне»
(Слово Жизни).
«Подобно тому, как живой Отец послал меня, и я живу
через Отца, так и тот, кто ест меня, будет жить
через меня» (Еврейский Новый Завет).
«Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу,
так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне»
(Восточный смысловой перевод,
CARS).
В отличие от весьма затуманенной подачи этого стиха в Синодальном
переводе, другие библейские переводы, применившие значение присутствующего в
данном тексте предлога «δια», помогают более четко понять суть слов Иисуса. А
эти слова раскрывают важное обстоятельство, связанное с самой жизнью Божьего
Сына, а именно — бытие Сына, само его
существование полностью зависит от его Отца, которого Сын и назвал
«единственным истинным Богом» (Иоанна 17:3).
Показательно, что в этом предложении Иисус упоминает и обычных людей,
подчеркивая прямую зависимость условия обладания ими жизни, и притом жизни
вечной, от него как Мессии. Как мы увидели выше, такой властью Сын был наделен
небесным Отцом. В свою очередь Божий Сын
указал и на абсолютную зависимость собственной жизни, личного бытия, от своего
Отца. «Я живу благодаря Отцу», - сообщает
он. Итак, Сын живет не благодаря самому себе, не благодаря каким-то особенным
личным свойствам, но ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО БЛАГОДАРЯ ОТЦУ! Другими словами, источником жизни Сына является его Отец, а
не он сам.
К какому выводу мы приходим в результате пристального знакомства с
Иоанна 6:57? Он очевиден. Иисус прямо объясняет, что источником его
существованием является исключительно его Отец (Сравните Псалом 35:10). «Я живу
благодаря Отцу», - сказал Божий Сын. Точно так же, как жизнь упомянутых им в
том же тексте обычных людей полностью зависима от Господа, бытие самого Сына
полностью зависит от поддержки Отца. Сын не может существовать сам, так как
источник его жизни находится не у него, а у его Отца, «истинного Бога» (Иоанна
17:3). И этот факт также поясняет многочисленные примеры слов Иисуса, в которых
он увещал, что не может ничего делать сам от себя, но лишь то, чему его научил
и что от него ожидает его небесный Отец (Сравните Иоанна 5:30; 8:28; 12:49).
В свою очередь, рассмотренные факты, однозначно указывающие на
абсолютную зависимость и подчиненность Сына по отношению к своему Отцу, с такой
же очевидностью свидетельствуют о том, что Сын не может считаться Всемогущим
Богом. Он наделен Отцом великой славой и силой. Но он не является ни самим истинным
Богом, ни равным своему Отцу, который называется Богом Всемогущим. Право
получать поклонение и славу «единственного истинного Бога» принадлежит только
небесному Отцу, которому поклоняется и сам Сын.
«Это есть вечная жизнь: чтобы они знали Тебя, единственного Истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного
Тобою» (Иоанна 17:3, Cовременный перевод).
Комментариев нет:
Отправить комментарий