понедельник, 29 ноября 2021 г.

Современный "тринитаризм" — продукт "каппадокийского" богословия конца IV века

 

То, что современные тринитарные церкви называют догматом о «единосущной и равноипостасной Троице», в действительности является выработанным в конце IV века продуктом воззрений трех церковных философов: Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина. Эти «каппадокийские отцы» никогда не скрывали мощного влияния на свою систему взглядов со стороны языческой философии и особенно неоплатонизма. Именно из античной философии они заимствовали для будущего догмата Троицы такие ключевые понятия как «сущность», «единосущие» и «ипостась». И именно они изобрели главную «тринитарную» формулу: «Одна сущность, три ипостаси» (μια ουσια, τρεις υποστασεις). 

Однако, ничему из вышеприведенного ранняя церковь доникейского периода (I-III вв) никогда не учила! Наоборот, по признанию профессора Михаила Поснова, «знаменитая троица из Каппадокии — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский», отличилась своим новаторским введением в церковную догматику совершенно новых богословских понятий. Профессор делает заключение: «Они, прежде всего, творцы новой ортодоксии» (Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г»).


«Ортодоксия» - значит, «правильное мнение», «принятая система взглядов». Таким образом «каппадокийские отцы» в конце IV века по сути изобрели совершенно новую систему взглядов, «новую ортодоксию», отличительную от того, во что церковь верила на протяжение нескольких веков ранее! Отсюда полезно понимать: когда кто-то учит этим взглядам и использует подобные определения, он следует вовсе не богословским традициям ранней церкви, но повторяет «каппадокийские» тезисы, введенные в учение церкви лишь в конце IV века. То есть исповедует «каппадокийскую» систему взглядов, появившуюся аж через 350 лет после Христа!


«Главная заслуга трех великих каппадокийцев состояла в выяснении богословского смысла терминов — ουσια и υποστασις. В основе их филологической работы лежат предпосылки философии неоплатоников и Аристотеля. Плотин первый применил термин τρεις υποστασεισ к Божеству для определения взаимоотношений Единого, Ума и Души. Более точное определение понятий ουσια и υποστασις дал [неоплатоник] Порфирий. Его классическое выражение: "αχρι τριων υποστασεων την του Θεου προελθειν ουσιαν" — до трех ипостасей развилась Божественная сущность; следовательно, ουσια — сущность (Божество), — как μια αρχη, и три ипостаси были разграничены позднейшими неоплатониками. В решении вопроса, какой собственно смысл соединять с терминами ουσια и υποστασις в приложении к Божеству, — помогла философия Аристотеля своим учением о substantia abstracta и concreta» (Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г»).

 

«Благодаря трудам каппадокийцев, тринитарный догмат терминологически стал выражаться в следующей формулировке: "В Троице одна Божественная сущность и три Ипостаси"» (Архимандрит Сильвестр (Стойчев) «Догматическое богословие»).


«Огромную роль в формировании христианской доктрины о Троице сыграли Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Василий Богослов. Они разработали теорию, которая и сейчас принята в качестве основной... Бог, согласно этой доктрине, един в сущности, но различен в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Или, если говорить проще, "Бог един в трех лицах"» (Карнацевич В.Л. «50 знаменитых сект»).


«Именно этим последним — если говорить о греческом Востоке — христианская средневековая философия больше всего обязана своими связями с философией античной, и особенно с неоплатонизмом. Именно о них, как впоследствии о Псевдо–Дионисии, можно будет с полным правом говорить как о христианских неоплатониках. Отметим, что мировоззрение каппадокийцев явило собой первую развитую форму неоплатоническо–христианского синтеза […] В каппадокийской школе был осуществлен первый вариант всестороннего синтеза христианской идеологии и догматики с неоплатонической философией. Это был восточный, греческий вариант, повлиявший более всего на судьбу именно восточной — византийской и палестинской — христианской мысли. Прямое влияние каппадокийцы оказали на… всю позднейшую «диалектическую» традицию в византийской теологии» (Г.Г. Майоров «Формирование средневековой философии. Латинская патристика»).


«Богословский вклад отцов-каппадокийцев иногда называют «каппадокийским синтезом», потому что они интерпретировали ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения. Их разработки легли в основу II Вселенского собора, внесшего некоторые коррективы в Символ веры. На этом соборе в 381 году в Константинополе спор о Святой Троице был окончательно разрешен, и православный Никео-Цареградский Символ веры был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали отцы-каппадокийцы. Это исповедание остается общепринятым по сей день во всех основных христианских конфессиях» (Диакон Валерий Духанин «Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев»).


«В 381 году при императоре Феодосии Великом на Втором Вселенском соборе в Константинополе спор о Святой Троице был разрешен окончательно, и православный Никео-Царьградский Символ был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали каппадокийцы, то есть совместно с учением о трех ипостасях» (Протоиерей Иоанн Мейендорф «Введение в святоотеческое богословие»).


«Во второй половине четвертого века защитники никейского учения святые отцы каппадокийцы – Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский утвердят новую троичную терминологию, которая станет классическим выражением православного учения о Святой Троице вплоть до сегодняшнего дня» (Преподаватель Минской духовной академии и семинарии Акимов В.В. «Вселенские Соборы»).
 


Таким образом, то, что в современных церквях принято считать догматом о «Пресвятой Троице», исторически представляет собой ничто иное, как «каппадокийское богословие, ибо догмат о Св. Троице принят Восточной церковью именно в этой редакции […] В Восточной церкви от св. Василия Великого до современных учебников догматики — рукой подать, каппадокийское богословие есть официальная доктрина Восточной церкви уже более полутора тысяч лет» (Сидаш Т.Г. «Неоплатонизм и христианство»).


«Церковь объясняет Никейскую веру на языке каппадокийцев» (Протоиерей Георгий Флоровский «Восточные отцы IV века»).


(Из книги «Троица в христианстве. История возникновения догмата») 

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Сергей Иванов3 декабря 2021 г. в 07:14

      Книга находится в процессе написания. Будет очень много интересных и малоизвестных широкому кругу читателей (включая тех, кто верит в догмат Троицы) фактов. Книга получится довольно объемной по содержанию. Ориентируемся на 2022 год.

      Удалить
  2. Плотин первый применил термин τρεις υποστασεισ к Божеству для определения взаимоотношений Единого, Ума и Души. Более точное определение понятий ουσια и υποστασις дал [неоплатоник] Порфирий.
    ____________
    Наверное Платон, а не Плотин, первый применил?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Иванов9 мая 2022 г. в 22:00

      Платон (V-IV вв до н.э.) и Плотин (III в. н.э.) - две разные личности. Платон - известный греческий философ, которому принадлежит разработка идеи о "Трех Мировых субстанциях". Плотин же модернизировал его идею, сделав ее привлекательной в том числе и для "христианских" любителей философии. На его работах в значительной степени и строилась вся последующая "тринитарная" догматика церкви.

      Удалить
  3. Игорь Лысенко8 мая 2022 г. в 20:00

    Всё верно, Сергей. Догмат о Троице имеет чётко выраженный каппадокийский след. Это уже не язык Библии, а язык греческой философии. Именно об этом я и писал в статье "Об истоках учения Троицы", на которую ты ссылаешься в своём блоге. С пожеланиями Божьих благословений, Игорь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Иванов9 мая 2022 г. в 22:02

      Спасибо за твою статью! Впрочем, и за другие твои работы тоже!

      Удалить

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...