четверг, 12 августа 2021 г.

"Назад, в Египет…"

 


Библия содержит немало примеров как мудрых человеческих решений, так и безрассудных. К последним можно отнести события из истории израильтян, которым Бог дал уникальный шанс освободиться от многовекового рабства, получить возможность свободной жизни в собственной стране и, что самое главное, стать Его особым народом (Исаия 43:10-12).

Читая события из книги Исход, не перестаешь удивляться тому неверию, что из раза в раз продолжали проявлять израильтяне. Казалось бы, после всего того, что Бог явил в Египте, о каких сомнениях в величии и заботе Иеговы могла идти речь? Бог десятью невиданными доселе казнями не только во всей очевидности явил свою мощь на гордых египтянах, но и показал личную заботу о своем народе, не дав никому из него сколько-нибудь серьезно пострадать. Ан нет, как потом выяснилось, большинство евреев вышло из Египта не только со своими пожитками, но и с куда более внушительным багажом сомнений и недовольства. 

Они были хронически испуганы и недовольны действиями Моисея, а в его лице - самого Бога (Сравните Исход 16: 7,8; Числа 16:11). И такой дух в них присутствовал, когда те еще находились в Египте. Тот же дух исходил от них, когда египтяне готовились напасть на Израиль у Красного моря (Исход 14:11,12). И уже потом, после спасения от врагов, после перехода через море, после величественного заключения соглашения с Иеговой, израильтяне все снова и снова находили способы укоротить свою память о могуществе Бога и найти повод к недовольству. Можно лишь догадываться как тяжело было с ними Моисею…


Как известно, тем, кому не хватает смирения, недостает и разума (Притчи 16:18; 18:12). Это со всей очевидностью, сами того не желая, подтвердили и те израильтяне. Не успели они выйти из Египта, как заявили Моисею:

«Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исход 14:11,12).

Прошло еще немногим более месяца, и израильтяне начали тосковать по месту своего былого рабства, мечтательно вспоминая: «…Когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исход 16:3).

То же самое было и после: израильтяне «сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок» (Числа 11:4,5).

А как только оказалось, что войти в обещанную Богом землю налегке не удастся, евреи снова вспомнили старую песню о главном: «Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Числа 14:3).

И даже после того, как Бог в очередной раз показал, что может легко опровергнуть врагов Израиля, те нашли новую причину для недовольства – теперь они, видите ли, устали и начали терять терпение:

«Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Числа 21:5).

Позднее, Слово Бога дало тому поколению израильтян такую характеристику: 
«Они… упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго» (Неемия 9:16,17).

Впрочем, израильтяне выявили не только непослушание и упрямство, но и абсолютное безрассудство. Согласно Числам 11:6 и 21:5, они поставили ни во что даже манну, которую Бог давал им в качестве пищи. А стоило бы задуматься над следующим:

«Иегова снабжает меня чудесной манной, со вкусом, подобным сладкой лепешке с оливковым маслом. Дает ее в избытке, мне и всей моей семье! Дает ее постоянно, никогда обо мне не забывая. Причем, совершенно бесплатно! Дает рано утром, когда я еще сплю. Мне лишь остается не спеша пройтись, собрать ее сколько душе моей будет угодно, и использовать манну в качестве полезной и приятной пищи! … А в Египте мне приходилось тяжело вкалывать, чтобы заработать на пищу себе и своей семье! В Египте я был презираемым рабом, которого можно было безнаказанно избить и даже убить. Мое благополучие, моя свобода, да и я сам как человек и личность, никого не интересовали. У меня не было никаких перспектив, ни малейшего шанса… Но Бог вступился за меня, дал мне свободу, защитил от обидчиков и предоставил возможность поселиться в прекраснейшей земле! Вот интересно, когда и где мне было лучше: сейчас или в Египте?» 

Пожалуй, и нам было бы интересно узнать, задавались ли те израильтяне подобными вопросами? Сравнивали ли они свою жизнь, что называется, «ДО» и «ПОСЛЕ»? Что вообще было в их умах? Какие приоритеты? Какие цели? Иметь короткую память на исполненные любовью дела Бога – это странное свойство…




Не менее странными выглядит постоянная тяга евреев к возвращению в Египет. Чуть что не так – решение одно: «В Египет!» Впереди враги? Возвращаемся в Египет… Хочется мясных гамбургеров? Значит, назад в Египет… Устали ждать, когда, наконец, придем в обещанную землю? Конечно, обратно в Египет… Незнаемчегоещехотим – решено, пойдем в милый сердцу Египет. Там нам скучать не дадут!

И правда, Израилю в Египте скучно не было. Не было скучно, когда египтяне «поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами… с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исход 1:11-14).
Не было скучно, когда фараон с легкостью отдал приказ об убийстве всякого новорожденного мальчика у евреев (Исход 1:15-22).
Не было скучно, когда египетская власть публично показала, что презирает веру и человеческое достоинство израильтян (Исход 5:6-18). 

Однако, память человеческая коротка. Евреи быстро привыкли к милости Бога как к чему-то само собой разумеющемуся и, видимо, стали считать, что и египетские «боги» тоже будут нянчить их на руках, подобно Иегове (Исаия 63:9). Они позабыли, чем рабство Египта отличается от «рабства» у Бога (Сравните Римлянам 6:16-18; 1 Коринфянам 7:22,23). В своем воображении израильтяне превратили свой бывший грубый рабский ошейник в некое подобие элегантного и легкого шарфа, который так стильно смотрелся! Как следствие, они настроили умы, «чтобы возвратиться в рабство» (Неемия 9:17). В то время, как своему избавителю Богу «не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту» (Деяния 7:39).

И вот тут место последнему вопросу: куда они собирались возвратиться? В тот Египет, который рисовало им их воображение, разбавленное иллюзорной палитрой красок, лишенной темных и серых цветов? Но тот Египет, в котором евреи некогда влачили свое рабское унизительное существование, уже не был таковым. Израильтяне вышли из совсем другого Египта, более страшного и ожесточенного…

Когда израильтяне со слезами на глазах вспоминали изобилие египетской кухни, им в тот момент следовало вспомнить, что они вышли из Египта, в главной реке которого в результате Первой казни погибла вся рыба (Исход 7:20,21). После Пятой казни египтяне лишились крупного и мелкого скота (Исход 9:1-7). После Седьмой казни градом были побиты деревья и значительная часть урожая (Исход 9:24,25,31,32). Восьмая казнь уничтожила всю оставшуюся растительность Египта (Исход 10:12-15). Все это означало, что египтян ожидал страшный голод. Если им самим было нечего есть, на какое «изобилие» могли рассчитывать рабы-евреи, которых Бог предусмотрительно увел из этой страны? Мечтая о несбыточном, израильтяне не понимали, что строят иллюзии, не имеющие ничего общего с той реальностью, которая разворачивалась в тот момент в покинутом ими Египте. У египтян практически ничего не осталось, а евреев Бог каждое утро буквально засыпал в изобилии манной. Вместо ропота и недовольства им следовало сердечно благодарить Иегову за его своевременное руководство и всестороннюю заботу!

Более того, возвратись евреи в Египет, с каким отношением к себе со стороны египтян они бы неминуемо столкнулись? Может, те встретили их с цветами и распростертыми объятиями? После всего того, что осуществил над Египтом их Бог Иегова, после публичного унижения египетских божеств, что, кроме ненависти и желания мести, пожали бы израильтяне? Тем более, учитывая те беды, что принесли египтянам все остальные казни от Иеговы, в особенности последняя Десятая казнь, унесшая жизни всех первенцев в семьях египтян! (Исход 12:29,30) 

На что рассчитывали евреи, пожелавшие возвращения в Египет? Что египтяне сделали бы с ними, лишенными теперь защиты от Иеговы? Вдумывались ли они в реальные последствия своего непослушания, ища прибежища не у Бога, а у фараона Египта?  



«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:11,12).

Произошедшее с израильтянами может стать хорошим уроком для современных христиан. Недостаточно, что называется, «выйти из мира» - те евреи тоже вышли из Египта, но в обещанную Богом землю так и не вошли (Евреям 3:16-19). Важно не просто выйти из мира, но и не озираться на него в дальнейшем (Луки 9:62). 

Следует не только идти за бо́льшим «Моисеем» - Христом, но и не роптать, проявляя дух недовольства из-за того, что этот путь оказался не настолько легким и быстрым, как того хотелось (1 Коринфянам 10:10).

Недостаточно лишь верить в Иегову, как в Бога. Куда важнее всем сердцем ему доверять (Евреям 10:22).

Проявлять дух готовности, изживая в себе дух эгоизма. Жертвовать своими интересами, удобством, комфортом, понимая, что в деле служения Богу нельзя настраиваться только на благословения. Чтобы получать благословения, нужно чем-то жертвовать. Это неизменное правило духовно настроенного человека! (Матфея 13:44-46; Филиппийцам 3:7.8).

Твое мышление – оно может стать твоим другом или же твоим врагом. Анализируй, на что направлен твой взгляд. В чем ты находишь истинные удовольствие и радость? Что является твоими жизненными приоритетами и с чем они связаны: с «Египтом» или с Богом? Тянет ли тебя назад, в сообщество «египтян» или же ты находишь радость в общении с народом Бога? (Матфея 6:19-23).

Развиваешь ли ты в своем уме фантазии или сожаления о неких "возможностях", которые ты упустил? Или же ясно видишь перед собой обещанную Богом "прекрасную землю" и твердо идешь к ней? (Евреям 11:13-16)

Сохраняешь ли ты здравомыслие, понимая, что та система, которую ты покинул, никогда не станет лучше, но будет только погрязать в своей испорченности и неразрешимых проблемах? Более того, осознаешь ли ты, что эта система тебя никогда не полюбит, но наоборот, постарается вытравить из тебя все то, что Бог взращивал в твоем сердце? (1 Коринфянам 15:33; 1 Петра 4:3-5).

Ценишь ли ты духовную «манну», которую в избытке получаешь свыше? Или в твоем сердце еще есть побуждение лакомиться кусочками со «стола демонов»? (1 Коринфянам 10:21). 

Сохраняешь ли в своем сердце мужество? Или позволяешь миру запугивать себя настолько, что теряешь рвение в служении Богу? (Второзаконие 31:6).

Стремишься ли ты словами, поведением, всеми своими силами поддерживать и помогать другим Божьим служителям крепко держаться Бога и его народа? Видят ли они сами в тебе такого христианина? Воодушевляются ли они твоим личным примером? (1 Тимофею 4:12-16).


Читая библейские события давних времен, не сложно сказать о себе: «Я бы так не поступил. Я бы остался верным!» Но вряд ли Бога особо интересует, насколько уверенно мы себя представляем на месте тех израильтян. Куда важнее, как христианин ведет себя сейчас, в каком направлении тот шагает непосредственно в данный момент – за Богом? Или в сторону «Египта»?  




Комментариев нет:

Отправить комментарий

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...