«Молитва» Стефана
«Призывать имя Иисуса»
«Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»
«Вы не спросите Меня ни о чем»
Выводы
Молитвы христиан могут быть обращены только к Богу. В Писании Бог назван «слышащим молитву» (Псалом 64:3; /65:2, Восстановительный перевод). Такое условие принимает принципиально важный характер, когда затрагивается вопрос, является ли Иисус Всемогущим Богом или все-таки нет. Потому что если бы Писание учило, что к Сыну могут быть обращены молитвы, то его следовало бы считать Всемогущим Богом. Но если Библия не содержит ни указаний на это, ни буквальных практик подобных молитв к Сыну, соответственно, Иисус не может соответствовать подобному статусу.
Итак, находим ли мы в самом Писании подобные примеры? Для начала рассмотрим классические аргументы тех, кто считает возможным молитвенные обращения к Сыну.
«Молитва» Стефана
Разумеется, в Библии мы не найдем фраз, подобных «молитесь Иисусу» или «Сын услышит ваши молитвы». Однако среди многих верующих укоренилась традиция обращения молитв к Христу. Опыт общения с тринитариями, держащимися подобного мнения, свидетельствует о весьма ограниченной аргументационной базе по данному вопросу. Из того, что есть первым аргументом в защиту такой практики, как правило, озвучивается пример со Стефаном, который перед смертью от рук гонителей увидел в видении Божьего Сына. Библия описывает этот случай так:
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деяния 7:55-60).
Следуя процитированному тексту из Синодального перевода, может казаться, что Стефан действительно обращался к Иисусу в молитве, ведь в 59 стихе данного перевода мы читаем, что он «МОЛИЛСЯ и говорил: Господи Иисусе!»
Между тем, если мы обратимся непосредственно к древнему новозаветному тексту, то обнаружим, что в нем отсутствует слово «молился», но стоит греческое выражение "επικαλούμενον", которое означает «звать», «взывать», «призывать» (№ Стронга 1941). Для сравнения, это же слово используется в той же книге Деяния, в стихах 25:11,12,21,25, 26:32 и 28:19, где говорится о «воззвании» («требовании», Синодальный перевод) апостола Павла, чтобы его судил римский кесарь. Понятно, что апостол вовсе не молился в адрес римских чиновников и правителей, а настойчиво взывал. И это совсем не одно и то же.
По этой причине во многих других переводах Нового Завета мы встречаем следующую передачу данного стиха:
(Современный перевод РБО)
Когда Стефана побивали камнями, он взывал: «Господь Иисус, прими мой дух!»
(Перевод Еп. Кассиана)
И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой.
(Библейской Лиги ERV)
Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал: «Господь Иисус! Прими дух мой!»
(Cовременный перевод WBTC)
Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал: "Господи Иисусе! Прими дух мой!"
(Под редакцией Кулаковых)
Стефан, когда побивали его камнями, взывал 'к Богу' и говорил: "Господь Иисус, прими дух мой!"
(Русского Библейского Центра)
Стефана побивали камнями, а он, взывая, сказал: «Господи Иисус! Прими дух мой».
(Открытый перевод)
И забивали камнями Стефана, который взывал и говорил:– Господь Иисус! Прими дух мой!
(Еврейский Новый Завет)
Когда они забрасывали его камнями, Стефан воскликнул Богу: "Господь Иисус, прими мой дух!"
Кроме того, если мы внимательны к вышеупомянутому тексту, то безусловно увидим, что обращение Стефана к Иисусу не могло расцениваться как некая молитва уже потому, что он ВИДЕЛ Иисуса. Это было видение (Сравните Деяния 7:55). Другими словами, Стефан обращался к Иисусу потому что в этот момент сам Иисус посчитал необходимым ему открыться. Причем, эта ситуация напоминает произошедшее с Савлом, который тоже увидел явившегося ему Иисуса и даже смог с ним пообщаться (Деяния 9:4,5). При этом в обоих случаях Иисуса видели только Савл и Стефан, но больше никто из присутствующих (Деяния 9:7). В дальнейшем другой ученик – Анания – тоже получил видение от Иисуса, и тоже мог вести разговор с Ним (Деяния 9:10-16). А в 10-й главе книги Деяния видение получают апостол Петр, а также язычник Корнилий (Деяния 10:1-16). Каждый из них в отдельности говорит с кем-то свыше (Корнилий – с ангелом, представленном в видении), но разумеется, что ни в одном из перечисленных примеров речь не может идти о молитвах.
Позднее пример внушительного видения был представлен посредством апостола Иоанна. В библейской книге Откровение мы видим разговоры апостола и с Иисусом, и с ангелами (Откровение 1:1,2; 10:8,9; 22:20). Все указанные выше примеры содержали общение людей с Божьим Сыном или ангелами посредством открывшегося им видения. Но никто не станет утверждать, что это были молитвы. Случай со Стефаном тоже не является исключением – он не молился Иисусу, а обращался к нему в видении, как к тому, кому Бог дал власть для грядущего воскресения из мертвых (Иоанна 5:27-30). По сути, явление Иисуса Стефану было весьма оправданным – ведь этот ученик стал первым, кому предстояло отдать свою жизнь за веру в Божьего Сына. И уже само по себе это явление оказалось мощным заверением в обещании Сына воскресить всех, кто сохранит свою веру до конца! (Луки 12:4-7).
«Призывать имя Иисуса»
Следующая попытка оправдания практики обращения молитв к Иисусу строится на встречающемся в Новом Завете выражении «призывать имя» Христа (Сравните Деяния 9:14,21; 22:16; 1 Коринфянам 1:2). Если христиане апостольских времен «призывали имя» Иисуса, не означает ли это, что они обращали свои молитвы непосредственно к нему?
Вовсе нет. Следует помнить, какой пример в этом отношении подал сам Иисус. Кому он учил молиться – себе или своему Отцу? Самая известная молитва в Библии начинается словами «Отче наш…» (Матфея 6:9). Тем самым Иисус показал, что молитвы следует обращать непосредственно к Отцу, а не к его Сыну. Христос не сделал ни одной оговорки с намеком о том, что к нему тоже следует молиться. Все молитвы Божьих служителей в Библии (и в Ветхом Завете, и в Новом) были обращены только в адрес Небесного Отца. Иисус и сам молился только своему Отцу (Иоанна 11:41; 17:1).
Но накануне своей жертвенной смерти Иисус устанавливает новое условие для молитвы:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня… Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанна 14:6,13,14; 15:16; 16:23,24,26).
Согласно этому установлению, христиане отныне должны не просто молиться Небесному Отцу (как это было ранее), но обращать свои молитвы к Богу «во имя» или «через» его Сына, Иисуса Христа. Тем самым они бы подчеркивали не только свою веру в Истинного Бога (Отца), но и веру в искупительную жертву Христа (Сына). Такая форма обращения должна была стать основой христианских молитв. И именно такому принципу следуют многие молитвы и обращения, встречаемые в Новом Завете (Сравните Римлянам 1:8; Ефесянам 2:18; 5:20; Колоссянам 3:17; 1 Тимофею 2:5; Евреям 7:25; Иуды, 25).
По этой же причине христиане произносят в конце своих молитв слово «аминь», делая это «через» Иисуса Христа. Эта мысль подчеркивается во 2 Коринфянам 1:20. Можно обратить внимание на то, как данный стих представлен в других переводах:
(Новый русский перевод)
Все обещания Божьи подтвердились в Иисусе Христе! Поэтому и мы говорим через Него во славу Бога: «Аминь».
(Библейской Лиги ERV)
Потому что, сколько бы обещаний ни дал Бог, все они будут «да» во Христе. Вот почему через Христа мы произносим «аминь» славе Божьей.
(Cовременный перевод WBTC)
Ибо сколько обещаний ни даст Бог, во Христе всегда будет "Да" на все из них. Вот почему через Христа произносим мы "Аминь" славе Божьей.
(Под редакцией Кулаковых)
Ведь сколько ни есть обещаний Божьих, в Нем 'все они' – "да". Через Него поэтому и наше "аминь" – Богу во славу.
(Слово Жизни)
Все Божьи обещания подтвердились в Иисусе Христе! Поэтому и мы говорим через Него во славу Бога – "аминь".
(Перевод Десницкого)
В Нем «да» – всему, что было обещано Богом. Потому и мы через Него отвечаем «Аминь», прославляя Бога.
(Открытый перевод)
Ведь сколько есть обетований Божьих, в Нем они – «да»; потому через Него и наше «аминь» – к славе Божьей, через нас.
Итак, новозаветный принцип показывает, что христианам следует обращать свои молитвы к Небесному Отцу, «единому истинному Богу» (Иоанна 17:3), но обязательно «через» или «во имя» его Сына Иисуса Христа (Римлянам 1:8; Ефесянам 5:20; Колоссянам 3:17;). Кроме того, в конце своих молитв христиане говорят «аминь» так же «через» или «во имя» Христа (2 Коринфянам 1:20; Иуды, 25).
Вот почему Новый Завет говорит, что христиане в своих молитвах «призывали имя» Иисуса. Они и не могли поступать иначе, учитывая уже рассмотренный нами принцип, данный самим Иисусом – возносить свои молитвы к Отцу «ВО ИМЯ» его Сына. К слову, этим христианские молитвы отличались от молитвенных обращений иудеев, которые молились тому же Богу, но игнорируя посредство Сына. Поэтому молитвы на христианских встречах имели особый контраст в сравнении с молитвами иудеев – ярким отличием служило то, что в них обязательно «призывалось имя» Иисуса Христа.
При этом такое упоминание имени Христа вовсе не означало, что молитва адресовалась непосредственно к нему. Так, в «The Interpreter’s Bible» говорится, что выражение «призывать имя Господа нашего... означает, скорее, не молиться ему, а признавать его господство». Сами же молитвы были направлены к его Отцу, Всемогущему Богу.
Следует также упомянуть, что в тех стихах Нового Завета, где говорится о «призвании имени» Иисуса, присутствует то же греческое слово επικαλούμενον, которое мы рассматривали в случае со Стефаном, и которое вовсе не переводится как «молитва». Оно означает «звать», «взывать», «призывать» (№ Стронга 1941). Что важно, еще одно распространенное значение данного слова - «называть». В той же книге Деяния оно встречается в таких стихах, как Деяния 1:23; 4:36; 10:5,18,32; 11:13; 12:12,25, и применяется в случаях, когда просто уточняется, как зовут кого-то из людей.
«Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? [επικληθεν, № Стронга 1941]» (Иакова 2:7; Также Деяния 15:17).
Понимание этого момента дополнительно помогает понять, что использование имени Иисуса в молитве вовсе не означало, что христиане молились непосредственно Сыну. Они молились Отцу, согласно указанию самого Иисуса. При этом «призывая» (или «называя») имя Иисуса, христиане подчеркивали важное основание, необходимое для того, чтобы их молитва была услышана Отцом – они провозглашали свое признание искупительной жертвы его Сына. Формула новозаветной молитвы очевидна – молитва к Отцу через Сына. Ответ Отца – тоже через Сына (Сравните Иоанна 14:13,14 и 15:16; 2 Коринфянам 1:20).
«Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»
Третий косвенный довод в поддержку идеи молитвы к Иисусу – это своеобразная трактовка ряда мест Нового Завета, в которых подчеркивается особая власть Сына, которой его наделил Бог. Так, обращается внимание на слова из Филиппийцам 2:9,10, в которых говорится следующее:
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».
Далее звучит довод, что преклонить колено можно только перед самим Богом, ведь сам Иисус однажды сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10). А если «перед именем Иисуса» необходимо преклонять колено, значит, он и есть Всемогущий Бог, которому нужно молиться.
Увы, но здесь налицо пример крайне невнимательного подхода к библейскому тексту. Необходимо понимать, что в Библии поклонение (преклонение) несёт в себе не только акт признания власти единственного истинного Бога, но зачастую используется как знак глубокого уважения к кому-либо или признания его власти (например, по отношению к людям и даже к ангелам). Подобных примеров в Писании огромное число. Далее мы приведём лишь некоторую часть из них.
Лот поклонился ангелам (Бытие 19:1,2); Авраам поклонился народу (Бытие 23:7,12); Иаков и его семья преклонялись перед Исавом (Бытие 33: 3-7); братья Иосифа поклонились ему (Бытие 42:6; 43:28); Иосиф поклонился своему отцу (Бытие 48:11,12); Моисей поклонился Иофору (Исход 18:7); ангел принял преклонение Валаама (Числа 22:31); Иисус Навин поклонился ангелу (Иисус Навин 5:13,14); Манной и его жена преклонились перед ангелом (Судей 13:20); Руфь поклонилась Воозу (Руфь 2:10); Давид поклонился Саулу (1Царств 24:9); Авигея поклонилась Давиду (1Царств 25:23,24); Авигея поклонилась посланным Давидом слугам (1Царств 25:40,41); люди поклонились Давиду (2Царств 14:4; 16:4); Хусий поклонился Иоаву (2Царств 18:1); Вирсавия поклонилась Давиду (3Царств 1:15,16,31); Соломон поклонился своей матери (3Царств 2:19); пятидесятник поклонился Илие (4Царств 1:13); сыны пророков поклонились Елисею (4Царств 2:15); женщина поклонилась Елисею (4Царств 4:36,37); народ поклонился царю Давиду (1 Паралипоменон 29:20); Навуходоносор поклонился Даниилу (Даниила 2:46); в притче Иисуса человек поклонился царю (Матфея 18:26); люди по указу Бога поклонятся перед ногами ангела (Откровение 3:9).
(Смотрите также Исаия 49:23; 45:14; 60:14).
Как видно из перечисленных примеров, в библейские времена поклонение являлось естественным знаком уважения и признания власти или положения кого-либо. Если богобоязненные люди преклонялись перед Давидом, Соломоном, Божьими пророками или даже ангелами, это вовсе не означало, что кто-то считал их самим Богом или какой-то его таинственной ипостасью. Это было всего лишь проявлением уважения и почтения к ним. Тем более, никто из преклонившихся и в мыслях не собирался обращаться к ним еще и в молитвах. Одно дело – проявить почтение, поклонившись, и совсем иное – совершать поклон как перед Богом и возносить тому свои молитвы.
Понимая это, не возникает никакого недоумения, почему Библия говорит о преклонении колена перед Божьим Сыном. Если Бог считал вполне нормальным явлением подобное действие по отношению к некоторым людям и ангелам, то тем более этого заслуживает и Иисус, который получил от Бога «имя выше всякого имени», как единственный, кто смог стать искупительной жертвой для верующих (Филиппийцам 2:9,10; Евреям 5:9).
Кстати, Библия и в других своих местах подчеркивает особое значение имени Сына, согласно предопределенному намерению его Отца (Сравните Матфея 12:21; Деяния 4:12; Евреям 1:4). Согласно «Толковому словарю слов Нового Завета» У.Е. Вайна, под греческим словом, переведенным как «имя», может подразумеваться «все, что включает в себя имя: власть, качества, положение, величие, могущество, превосходство». И здесь важно ясно осознавать, что власть и величие Иисуса были даны ему его Отцом. Целью этого являлось не возвышение Сына на один уровень с Отцом и придание ему равного с Отцом могущества, а обращение всего человечества через славу Сына к Истинному Богу- Иегове, т.е. его Отцу (Филиппийцам 2:11).
Таким образом, озвученный ранее довод, будто преклонение колена перед именем Сына означает признание его Всемогущим Богом и, как следствие, дает основание для вознесения ему молитв, является не только неверным, но и свидетельствующим о плохом понимании библейско-исторического фона Писания.
«Вы не спросите Меня ни о чем»
Итак, в Новом Завете отсутствуют какие-либо указания на возможность обращения молитв к Божьему Сыну. Наоборот, Новый Завет учит направлять молитвы только к Небесному Отцу («единому истинному Богу», Иоанна 17:3), но «во имя» («через») его Сына, Иисуса Христа.
Но есть ли в Библии указания самого Божьего Сына о том, желает ли он от своих учеников, чтобы те возносили свои обращения лично к нему? Ожидает ли сейчас Иисус каких-либо молитвенных воззваний в свой адрес? В этой связи для нас будут крайне полезными слова Иисуса, высказанные им в Иоанна 16:23,24,26 -
«В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна… В тот день будете просить во имя Мое» (Иоанна 16:23,24,26).
В последний вечер своей земной жизни, когда Иисус устанавливает новое правило обращения в молитве (к Отцу - во имя Сына), он также дает ясное указание на то, что непосредственно его самого ни о чем просить будет не нужно! «В тот день вы не спросите Меня ни о чем», - пояснил это Иисус. Как следует из данных стихов, а также из Иоанна 14:13,14 и 15:16, просить в молитве следует только Отца; роль же Иисуса в молитве носит исключительно посредническую функцию, но никак не роль самого адресата (1 Тимофею 2:5).
Про какой «тот день», в который его лично просить никто уже не будет, говорил Иисус? Это выражение Христос в беседе с апостолами произнес трижды, причем в контексте слов о своем грядущем воскресении и возвращении к небесному Отцу (Иоанна 14:20; 16:23,26). Иисус и ранее использовал это слово, применяя его к какому-либо продолжительному периоду времени (Иоанна 8:56; 9:4; Сравните 2 Петра 3:8). Соответственно, Иисус говорил о «дне», под которым подразумевал период будущей небесной славы после своего воскресения из мертвых (Матфея 28:20; Римлянам 8:34). Этот период длится и по сей день.
«16:23. "В тот день". Здесь говорится о Пятидесятнице, когда пришел Дух Святой (Деян. 2:1 13) и печаль обернулась радостью. Также здесь говорится и о «последних днях», которые начались после Воскресения Иисуса и сошествия Духа (Деян. 2:17; 2Тим. 3:1; Евр. 1:2; Иак. 5:3; 2Пет. 3:3; 1Ин. 2:18)» («Учебная Библия МакАртура»).
«Иоан. 16:26-27. Наступающий новый день (век Церкви) принесет ученикам особую близость с Отцом. Они вступят с Ним в непосредственное общение во имя Иисуса Христа, т. е. через Него» («Толкование Далласской семинарии»).
«"В тот день" снова подразумевает период Духа Святого, в котором мы теперь живем. Наша привилегия состоит в том, чтобы просить Отца во имя Господа Иисуса» («Толкование МакДональда»).
Другими словами, «тот день» - это период, начавшийся с момента возвращения Иисуса к своему Отцу и длящийся доныне. Говоря об этом времени, Иисус дает ученикам указание впредь возносить молитвы и прошения через его имя Небесному Отцу. При этом его самого «ни о чем» просить не следует. Эти слова Христа со всей очевидностью свидетельствуют о его собственном отношении к тому, что сегодня называется «молитвами к Иисусу» - Божий Сын считает их не соответствующими его воле!
Рассмотрим интересующие нас слова Иисуса из Иоанна 16:23,24,26 более подробно. Возможно, кто-то пожелает возразить, отметив, что в данном тексте Иисус использовал два различных глагола - «ἐρωτάω» (эротЭсэтэ, Стронг 2065) и «αἰτέω» (айтЭсэтэ, Стронг 154):
«В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна… В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас»
В этом тексте для удобства слово «ἐρωτάω» отметим синим цветом, а «αἰτέω» и производные от него – красным. Не возможно ли так, что когда Иисус говорил, что его последователи больше не будут его ни о чем спрашивать, то он подразумевал некие условные личные вопросы к нему, но вовсе не молитву как таковую?
Увы, но такая попытка трактовки оказывается несостоятельной по всем параметрам. Во-первых, рассмотрим буквальное значение обоих выражений. Слово «ἐρωτάω» означает «спрашивать», «вопрошать», «просить», «упрашивать». В свою очередь выражение «αἰτέω» переводится как «просить», «молить», «требовать», «добиваться». Совершенно очевидно, что данные слова являются практически взаимозаменяемыми. Собственно, данный факт подтверждается и в подстрочном переводе, где оба эти слова указаны в качестве синонимов по отношению друг к другу.
Во-вторых, оба данных выражения в различных местах Нового Завета в равной степени используются как в случаях обращений или просьб обычных людей друг к другу, так и в примерах, когда речь идет о молитвах людей к Богу. В этой связи показательно, что уже в следующей, 17 главе Иоанна слово «ἐρωτάω» используется самим Иисусом непосредственно применительно к молитве (Иоанна 17:9,15,20). Причем, в Синодальном переводе во всех этих стихах данное слово переведено именно как «молю». Также и в 1 Иоанна 5:16 это выражение применяется в смысле молитвы.
Между тем, 1 Иоанна 5:16 так же служит дополнительным подтверждением того, что оба слова являются равнозначными по смыслу, так как используются в одном предложении одинаково подразумевая молитву:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится [«αἰτέω»], и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился [«ἐρωτάω»]».
(В свою очередь «αἰτέω» применительно к молитве используется в таких стихах как Колоссянам 1:9; Иакова 1:6; 4:2,3; 1 Иоанна 3:22. Показательно, что в Ефесянам 3:13 это слово Павел применяет в личной просьбе к ефесским христианам, а в 20 стихе – говоря уже о молитвенном прошении к Богу).
*****
(Ориген, "О молитве", гл.15.)
«Если же мы разумеем, что такое молиться, προσευχή, то конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к Самому Христу, но только к Богу, (Господу) вселенной и Отцу, к Которому, – о чем мы уже упоминали выше (ср. в § § 10 и 13), – наш Спаситель как Сам молился, так и нас научил молиться. Вняв просьбе: Научи нас молиться (Лк 11,1), Он научил не Ему Самому молиться, но Отцу, и при этом говорить: Отче наш, сущий на небесах (Лк 11,2; ср. Мф 6,9)...
Молиться должно лишь Богу, Отцу вселенной, все же не обегая Первосвященника, который Отцом с клятвой поставлен был в такого, как о сем свидетельствует изречение: Клялся Он и не раскается: Ты священник в век по чину Мелхиседека (Пс 59,4; ср. Евр 7,20–21). От того, если святые в своих молитвах воздают благодарность Богу, то выражают они благодарность Ему через Иисуса Христа. Подобно тому теперь как тот, кто разумеет нечто в правом образе молитвы, не может с молитвой обращаться к тому, кто сам молится, а обращается с ней к Тому, кого наш Господь Иисус в молитве научил именовать Отцом: точно так же ни одной молитвы не должны мы обращать и к Отцу помимо Сына, на что Сам Сын дает определенное указание в словах: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам, Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин 16,23–24). Не сказал Он: «Просите Меня»; не сказал и того: «Просите одного Отца», а сказал: Просите Отца во имя Мое и даст вам. Доколе Иисус не преподал этого учения, никто не обращался с молитвой к Отцу во имя Сына; и Его слово: Доныне вы ничего не просили во имя Мое было истиной; после же того истиной стало другое Его слово: Просите и получите, чтобы радость ваша»
Выводы
При этом молитвы должны быть адресованы Богу «во имя» («через») его Сына, Иисуса Христа (Иоанна 16:23,24,26).
Сам же Иисус указал, что не считает правильным молитвенные обращения непосредственно к нему самому (Иоанна 16:23).
Новозаветные примеры молитвенных обращений ранних христиан служат подтверждением этому установлению Иисуса (Римлянам 1:8; Ефесянам 2:18; 5:20; Колоссянам 3:17; 1 Тимофею 2:5; Евреям 7:25; Иуды, 25).
Вопрос к Вам: следуете ли Вы в своих молитвах этому указанию Иисуса Христа? (Луки 6:46-49)
Бог Отец дал своему сыну Иисусу Христу власть (Даниила 7:13,14; Матфея 28:18), а преклонение колена и поклониться означает только признание данной ему власти (Филиппийцам 2:9,10; Евреям 1:6).
ОтветитьУдалить