Скажу откровенно, я с большим нежеланием взялся за эту тему. Наверное, я бы ее не стал затрагивать, если бы не начала проявляться определенная неприятная тенденция. Неприятная, главным образом, для других христиан, некоторых из которых я знаю лично.
«Когда возникают серьезные трудности, и христианин принимает решение переехать в другую страну – это правильно или неправильно?» - спросит кто-то. На мой взгляд, вопрос поставлен некорректно. Я не считаю это ни «правильным», ни «неправильным». Я считаю это ЛИЧНЫМ РЕШЕНИЕМ человека! Решением, за которое никто не вправе его осуждать. Приняв такое решение, человек со временем сам для себя определит, поступил ли он правильно или нет. Кто-то придет к выводу, что он принял верное решение. А кто-то, возможно, и наоборот. Но это его решение, отчитываться за которое ни перед кем из людей он не обязан (Римлянам 14:4; Галатам 6:5).
1
Библия не описывает беженцев в качестве тех, у кого якобы слабая вера. Достаточно вспомнить, Давида, который значительную часть своей жизни провел в бегах. Родители будущего Мессии в момент опасности бежали вместе с Иисусом в чужую страну (Матфея 2:13-15, 19-21). Сам Иисус предупреждал своих учеников: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матфея 10:23). И мы знаем, что первые христиане в результате гонений были вынуждены «рассеяться по разным местам Иудеи и Самарии», покинув свои родные места (Деяния 8:1).
В то же время Писание указывает и на обратные примеры бегства, которые Бог не мог одобрить. Вспоминаем пророков Иону и Урию, пытавшихся подобным образом решить свои проблемы (Иона 1:1-4; Иеремия 26:21-23). Здесь тоже имели место опасность и связанные с этим беспокойства, но результат принятых решений был совсем иным. Почему? Отчасти по причине истинной мотивации, недостатка честности перед Богом и должного стремления соответствовать своему назначению…
Однако, так или иначе, решение оставить свой дом и уехать в другую территорию всегда будет ЛИЧНЫМ, независимо от истинных причин и мотивов человека. Никто не должен принимать подобное решение за такого человека – уезжать ему или остаться. Потому что это его ЛИЧНОЕ дело, а не чье-то иное! (2 Коринфянам 5:10).
И раньше встречалось такое, что кто-то возмущался, когда узнавал, что его соверующий переехал в другую страну. Такое отношение может казаться странным. Неужели для христианина страна, в которой он родился, является местом, к которому он обязан быть навеки прикованным? Не говорит ли Библия об ином, когда называет служителей Бога «странниками и пришельцами» на той земле, где они проживали? Писание по сути характеризует их временными жителями (Евреям 11:16; 1 Петра 2:11). Их истинное место жительства связано с будущим Божьим Царством (Матфея 6:10). «Ибо нет у нас здесь, на земле, града, чтобы жить в нем всегда – мыслями о грядущем живем мы» (Евреям 13:14, Заокский перевод). Уже по этой причине представляются необоснованными проявления недовольства в адрес тех, кто покидает свои родные места. В конце концов, если человек принимает решение переехать из одного города в другой, или из одного края (области, республики) – в другой край (область, республику), и это не вызывает у других возмущения, то почему мысль о переезде в другую страну превращается в некую крамолу?
Итак, неразумно осуждать другого за его решение уехать в другую территорию. Неправильно настойчиво призывать такого человека отказаться от его решения, или даже взывать к нему о немедленном возвращении. Потому что это ЕГО ЛИЧНОЕ решение, а не твое или мое!
2
Но теперь мы рассмотрим обратную ситуацию. А разумно ли тому, кто уезжает (или уже уехал), наоборот, призывать других последовать его примеру? Акцент стоит на слове «призывать». Сегодня это явление стало нередкостью, когда некоторые люди рассылают подобные призывы через личные сообщения, в общих чатах или в соцсетях. Здесь по большому счету тоже ничего не меняется. Если ты уехал, ты воспользовался личным решением, осуждать за которое тебя никто не может. Ты, конечно, рад, что никто не старается давить на твою совесть и не пытается заставить тебя поступать по их личным предпочтениям. Но и ты в свою очередь подумай – есть ли у тебя право призывать других следовать твоему примеру? Тем более, когда речь идет не о каком-то незначительном бытовом вопросе, а о столь кардинальном выборе как переезд в совершенно чужую страну с иной культурой и иными порядками.
Кто-то скажет: «Для меня нет проблем с адаптацией в чужой стране». Но это для тебя, возможно, нет проблем. А для многих других эти проблемы возникнут и еще как! Все люди разные. И то, что для одного представляется незначительным, для многих других оборачивается неразрешимыми проблемами, как физического, так и психологического плана. И это известный факт – часть тех христиан, что поддались уговорам других и переехали в ту же Европу, спустя некоторое время вернулись обратно! И они уже не хотят повторять таких попыток. Кто-нибудь скажет им, что они не правы? Нет, потому что это тоже было их личное решение: сначала, когда они постарались уехать, а после – когда решили вернуться.
В этой истории есть большая проблема, которую, видимо, не до конца осознают «призывающие» к отъезду. Если ты побуждаешь другого к переезду, то должен понимать, что тем самым ты призываешь его также и к тому, чтобы тот оставил свой родной дом, родные края, своих родственников, друзей, свою работу или годами налаженный бизнес, имеющиеся у того накопленные социальные льготы и возможности, привычный уклад жизни, привычную культуру, социум с привычным языком и еще очень много чего «привычного». Это нелегкий шаг. Особенно, когда это касается людей немолодого возраста. Любые малозначительные в твоем представлении трудности по какому-либо из этих пунктов для другого могут оказаться очень даже серьезной, если не сказать критической, проблемой. Повторюсь: все люди разные! И все реагируют по-разному!
Соответственно, призывая других к отъезду, ты берешь на себя и серьезную долю ответственности за то, что будет происходить с такими людьми, если они послушаются твоих речей. Смогут ли они в дальнейшем свыкнуться с новой и непривычной для себя обстановкой? Не будут ли в глубине себя жалеть о принятом решении? В конце концов, не станут ли они склонны обвинять в сердцах тебя, за то, что ты внушил им такую мысль? А если они так же, как и некоторые другие, потом вернуться обратно, но с осознанием, что у них теперь нет ни былой работы, ни прежнего бизнеса, ни имущества, а возможно, ни родного дома, как лично ты будешь себя ощущать? И ведь действительно, в таком случае на тебе будет лежать значительная вина в произошедшем с ними!
Пишу об этом, потому что упомянутое выше УЖЕ ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ! Целые семьи христиан по разным причинам были вынуждены вернуться обратно, что называется, «к разбитому корыту». Их положение лишь усугубилось, так как они потеряли имущество, накопления, а в ряде случаев и недвижимость. А все начиналось с того, что их тоже кто-то усиленно зазывал уезжать. Поэтому прежде чем призывать других, подумай, как на них в конечном счете может отразиться ожидаемое тобой действие.
3
Второй немаловажный момент, на который хочется обратить внимание. К сожалению, не редки случаи, когда «призывающие» не просто «призывают», но и пугают тех, кто намерен продолжать служить Богу в сложившихся обстоятельствах. Недавно одна христианка со слезами делилась чувствами с другой сестрой по поводу того, что третья соверующая, уехавшая в другую страну, продолжает постоянно присылать ей сообщения с «пугалками» о том, как все плохо, как всех верующих скоро пересажают, и что в таких условиях служить Богу нет никакой возможности. И зовет ее не раздумывая уезжать! Христианка не собирается никуда бежать. Она желает сохранять мужество, чтобы служить здесь и сейчас. Но получается так, что больше стресса она испытывает даже не от противников истины, а от собственных единоверцев.
Еще в одной семье по той же причине призывов от «доброжелателей» семейная атмосфера на этой почве достигла критической массы: одни члены семьи, напуганные «друзьями», говорят о немедленном бегстве, другие – о том, что будут продолжать служить здесь. Еще немного, и семья расколется.
На некоторых других христиан пугания от своих же подействовали так, что те теперь бояться даже встречаться с другими, не говоря уж о том, чтобы с кем-то делиться благой вестью…
Что общего во всех подобных случаях? Получается так, что пугает не столько «враг», сколько «друг». Это выглядит нелепо, но это так! Понимают ли т.н. «доброжелатели» как на других их единоверцах сказываются их речи? Осознают ли они, что волей-неволей своими словами они содействуют не тому, к чему призывает Бог (мужеству, единству, ободрению), но наоборот, интересам его Противника, который заинтересован сеять малодушие, расколы и панику среди христиан?
Опять же, кто-то возразит: «Я беспокоюсь о благе моих соверующих, поэтому и призываю их бежать». Конечно, искреннее беспокойство дело хорошее. Но, как гласит известная пословица, иной раз «простота хуже воровства». Петр тоже из самых лучших побуждений советовал Иисусу упрощенный способ решения проблем. Мы знаем, как отреагировал Христос на его призыв (Марка 8:31-33). Петр при всей своей искренности не понимал ни сути происходящего, ни того, чем для самого Христа и замысла Бога в итоге может обернуться его «совет».
Нынешняя ситуация, наверное, как никогда ранее, напоминает и другой пример из Библии. В Числах 13 главе мы наблюдаем случай, когда Моисей направляет двенадцать разведчиков в обещанную Богом землю. Сорока дней, в течение которых разведчики находились в среде враждебных израильтянам народов, хватило, чтобы десять из них впали в страх и уныние. Казалось бы, эти десять разведчиков, которые, к слову сказать, были главами над израильскими родами, допустив малодушие, создали проблему лишь самим себе. Если бы только так! Но они начали ослаблять сердца и других единоверцев, уверяя тех в беззащитности перед возникшей угрозой.
В стихах Числа 13:27 – 14:4 наглядно видно, как быстро настроения нескольких испуганных разведчиков передались на все остальное общество Божьего народа. Причем, в этих словах подчеркивались РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, с которыми пришлось столкнуться израильтянам. Разведчики указывали на то, что они в действительности видели в той земле: на сильных вражеских воинов, на мощные укрепленные города, на многочисленность противников. И все это было правдой. Но это не было ИСТИНОЙ! Истиной было то, о чем говорили Иисус Навин и Халев: не терять доверия к Богу и продолжать полагаться на его поддержку! К сожалению, панические призывы звучали громче здравых слов верных Божьих служителей (Числа 13:30; 14:5-9).
Давайте подумаем вот над чем. Имели право эти десять разведчиков испытывать страх? Конечно, имели. Это вполне обычное состояние человека. Многие верные служители Бога испытывали в своих сердцах сильный страх, порой даже отчаяние. Бог это хорошо понимает (1Царей 19:1-18). Главное, чтобы страх не перекрыл собой доверия к Богу. Если этого не происходит, то страх остается под контролем.
Имели ли право эти десять разведчиков уйти со своими семьями от границ обещанной Богом земли? В принципе, да. Думаю, никто бы не стал задерживать их, даже если бы те пожелали вернуться в Египет. Но проблема возникла не из-за их страха. И даже не из-за из личного решения уйти подальше от проблемной территории. Проблема возникла по причине их стремления внушить собственные страхи другим единоверцам. В этот момент они больше думали о реальных опасностях, чем о реальном Боге. В результате их опасения, внушаемые другим Божьим служителям, посеяли в сердца слушающих их панику, страхи и, как следствие, упадок доверия к обещаниям Бога. Библия сообщает, что они обескуражили народ, «испугали людей своими рассказами» (И.Навин 14:8, перевод РБО). Как на это отреагировал сам Бог хорошо известно (Числа 14:11).
Сегодня можно наблюдать нечто подобное. Кто-то говорит, ссылаясь на новости в СМИ или интернете: «Официальные новостные сообщения сами по себе могут нагнетать панику среди христиан, а значит, ничего страшного, если я буду призывать кого-то бежать в другую территорию».
Такая позиция указывает на недостаток здравомыслия и способности видеть ситуацию глазами веры. Во-первых, в регулярных новостных сообщениях нет и намека на призыв куда-то бежать. Можете ли вы вспомнить, в каких речах или статьях христиане призывались к таким шагам? Я лично таких примеров не знаю. И это правильная позиция, указывающая на все тот же важный принцип – данный вопрос относится исключительно к области ЛИЧНОГО РЕШЕНИЯ, на которое никто не имеет права влиять! О проблемах знают все. О том, что некоторые уезжают, тоже хорошо известно. Поэтому глубоко заблуждается тот, кто считает своей задачей информировать других о «необходимости» убегать.
Во-вторых, вспомним случай с разведчиками, где проблема была не в том, что те, вернувшись, озвучили увиденные ими опасности. То, что они указали на возникшие трудности, само по себе не было чем-то плохим. По сути, это могло соответствовать тем самым тревожным «новостям», подобно тому, какие можно слышать сегодня. Проблема была в том, какие выводы в этой связи сделали десять разведчиков, и к чему в итоге они призвали все остальное общество. Поэтому, когда некоторые «призывающие» пытаются внушать другим свои мысли, как бы ссылаясь на известные новости, это сильно напоминает ту самую ситуацию. Это, скорее, можно назвать спекуляциями, результатом которых неизменно становится ослабление сердец своих братьев и сестер по вере и усиление панических настроений (Притчи 29:25).
4
Обратим внимание на еще один момент. Кто-то, возможно, и хотел бы сменить место своего проживания, но существующие обстоятельства не позволяют ему этого сделать. Причин тому может быть множество. На ком-то лежит необходимость заботиться о своих престарелых родителях. У кого-то обязанность по долгам или кредитам. Многие имеют неверующих спутников жизни, которые вообще не собираются рассматривать вариант с отъездом. Есть христианские семьи, в которых не все члены желают уезжать… Перечислять можно еще долго. Как на таких единоверцев могут влиять слова тех, кто настойчиво призывает их бежать, когда у них для этого нет ни малейшей возможности? Ничего полезного, ничего созидающего в сердцах этих христиан подобные речи не взращивают. Скорее, наоборот, ввергают в уныние. И это тоже нужно осознавать «доброжелателям».
И еще… Один брат как-то высказал такую мысль. Постараюсь ее сформулировать следующим образом:
«Я могу уехать. У меня там есть друзья и знакомые, которые меня ждут. Я не боюсь трудностей, в том числе экономических, привык жить и служить в стесненных обстоятельствах, поэтому не особо переживаю, как обустроиться на новом месте. Но я – пастырь. У меня под заботой Божьи овечки. И как я им объясню, почему считаю, что мне нужно их оставить? Ведь мне не сложнее, чем им, а им не легче, чем мне. Мы все в одинаковых обстоятельствах».
Потом этот брат открыл Евангелие от Иоанна 10:11-15 и продолжил:
«Я хочу подражать Христу и быть «добрым пастырем». Я не хочу быть таким, будто я всего лишь временно нанят, на удобных для себя условиях. «Наемник», видя приближающуюся для овечек опасность, убегает, оставляя их один на один с хищником, а тот их «разгоняет». Потому что он в действительности не «пастырь», а всего лишь «наемник», и в первую очередь думает о собственной безопасности. А настоящий «пастырь» готов пострадать сам, но защитить Божьих овечек. Знаешь, я много думаю: а кто я на самом деле? … В легкие времена легко служить, легко быть как бы «пастырем». Но все определяется в ситуации, когда появляется угроза овечкам. Если я их сейчас брошу, уеду, хотя лично мне ничего серьезного не грозит, смогу ли я потом их поощрять быть мужественными и проявлять стойкость? Будут ли после этого они мне верить? Будут ли считать «добрым пастырем» или все-таки временным «наемником»? А самому Богу как мне это объяснить?»
Это мысли брата. Его ЛИЧНЫЕ мысли. И его ЛИЧНОЕ решение, почему он остается с теми, кого Бог вверил ему на попечение (Сравните Филиппийцам 1:23-26). Думаю, что это тоже веская причина, почему некоторым не стоит бездумно рассылать через сообщения призывы «уезжать, пока не поздно». Реальность такова, что подавляющая часть христиан не собирается никуда уезжать. Для многих такое решение – вопрос веры, вопрос личных взаимоотношений с Богом. Повторюсь, ЛИЧНЫХ взаимоотношений! И когда кто-то слышит очередной призыв «доброжелателя», порой ему хочется повторить слова Иисуса, обращенные им к Петру (Марка 8:33).
Да, никто не знает, как ситуация обернется в будущем. Сколько еще христиан пройдут через горнило испытаний и с чем им придется столкнуться (Откровение 2:10). Но для многих из них испытания – это не только угрозы и опасность, но и возможность прославить Бога, доказать на чьей стороне ты стоишь не только в благоприятные, но и в неблагоприятные времена (2 Тимофею 4:2). Поэтому попытки переубедить, а порой и осудить (!) христиан с подобной решимостью, выглядят, как минимум, неуместными. Это их решение. Это их стремление продолжать служить и прославлять Бога. Это их готовность пусть даже пострадать, но не оставить дорогих Богу овечек. И это решение следует уважать. Уважать, а не угашать их «пламени духа» сомнениями (1 Фессалоникийцам 5:19).
Разумеется, совсем иная ситуация, когда к тебе обращается кто-то с вопросом по данной теме. Как гласит пословица, «Хорош совет, когда тебя о нем просят». Если ты обладаешь информацией, которая может быть тому полезной, и готов ему помочь консультацией, то можно ли сказать, что это неправильно? Наоборот, ты сделаешь доброе дело, если непредвзято, ни на чем не настаивая, поделишься знаниями, которыми обладаешь (Сравните Притчи 27:9; Деяния 28:14,15). И это важное условие: не ты призываешь другого, а другой спрашивает у тебя. При его соблюдении можно избежать всех тех проблем и ненужных трений, о которых шла речь в данной статье.
Итак, в качестве резюме…
1. Решение уехать или остаться является исключительно личным делом человека. Никто не может осуждать его за принятое решение.
2. Призывы других последовать твоему примеру и тоже уехать в другую территорию (равно как и призывы незамедлительно вернуться) будут выглядеть неуместно.
3. Вынуждая другого уехать, призывающий берет на себя значительную часть ответственности за то, что произойдет с этим человеком в дальнейшем, за его возможное сожаление о принятом решении и ущерб, который тот может понести в результате такого шага.
4. Неправильно внушать в сердца людей страх, надеясь, что тем самым они будут побуждены переехать в другую территорию. Христиан важно ободрять, а не ослаблять их сердца.
5. Некоторые не могут переехать в силу различных обстоятельств. По этой причине попытки побудить уехать будут их лишь обескураживать.
6. Многие христиане настроены оставаться со своими единоверцами, чтобы продолжать их поддерживать и служить Богу.
7. «Хорош совет, когда тебя о нем просят». Куда лучше не призывать других к переезду, а помогать советом тому, кто сам тебя о нем спрашивает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий