воскресенье, 5 декабря 2021 г.

Десять заповедей и десять искажений

 



Пожалуй, никакая другая церковь не отличается таким акцентированием внимания на Десяти заповедях (Десятисловии, Декалоге), как Церковь Адвентистов Седьмого Дня. На официальном сайте адвентистов в этой связи утверждается: 
«Великие принципы Закона Божьего изложены в Десяти Заповедях... Они обязательны для людей всех времен. Эти постановления лежат в основе Божьего завета с Его народом. Это высшее мерило праведности на суде Божьем… Бог призвал не только Израиль, но и все человечество соблюдать десять кратких, но всеобъемлющих и непреложных повелений, показывающих обязанности людей перед Богом и другими людьми… Поскольку Десятисловный нравственный Закон есть отражение Божьего характера, его принципы вечны и не зависят от обстоятельств. Они абсолютны, неизменны и имеют постоянную силу для человечества. Во все века христиане твердо отстаивали непреложность Закона Божьего, подтверждая его надежность…»

Согласитесь, очень яркие, красивые слова! Получается, что АСД считает повеления Десяти заповедей (цитирую) «великими», «непреложными», «абсолютными», «обязательными для людей всех времен и народов», «не зависящими от обстоятельств». При этом «все человечество обязано соблюдать» указания Десятисловия. Что ж, запомним это... 
 
Не столь давно мне пришлось общаться с представителем данной церкви. Как и следовало ожидать, практически с самого начала тот человек начал утверждать, мол, «народ Бога отличается тем, как он относится к Десятисловию, насколько бережно хранит его и исполняет его заповеди», и т.д. Цитируя в своем понимании слова Иисуса, он утверждал: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:18). По его мнению, упомянутый Иисусом закон указывал именно на Десять заповедей. Стало быть, необходимо исполнять все то, что говорит Декалог.

Понятно, что главной подоплекой здесь была 4-я заповедь, о субботе. Адвентисты, как известно, относятся к ней особо трепетно. Я, как глубоко верующий христианин, имею глубочайшее уважение к заповеди о субботе и считаю себя обязанным следовать ее истинному, глубинному, духовному принципу постоянно, 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Вот почему в этом смысле я, образно говоря, куда больший «субботник», чем тот же адвентист, который уделяет следованию субботы лишь один календарный день в неделе. (Подробнее в статье "Суббота и христианин") Но эта тема меня в данный момент особо не интересовала. Заинтересовало меня другое...

Интересная все-таки штука – человеческое мышление! Порой людям удается утверждать что-то, чему они сами же, видимо, даже не осознавая это до конца, противоречат. Так получается и в случае с Декалогом. Ревностно отстаивая отдельно выбранные заповеди и утверждая необходимость их скрупулезного исполнения, подобные верующие люди почему-то забывают о главной составляющей этих заповедей. И не просто забывают, но и откровенно нарушают ее, буквально восставая против нее. О чем, собственно, речь?

По мнению адвентистов, те, кто не хранит букву закона Десяти заповедей, считаются законопреступниками и обрекаются на погибель от Бога. На том же официальном сайте на этот счет утверждается следующее:


«Десять Заповедей открывают Его волю и намерения по отношению к человечеству. Они требуют совершенного послушания, ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем…
Нарушение Закона Божьего Писание называет грехом…
Зло есть следствие преступления Закона…
Нарушители Закона не наследуют жизни вечной…»

Что ж, допустим... Но в таком случае у меня возникает встречный вопрос: разве адвентисты тем самым не осудили в первую очередь самих же себя? Причем, именно по той самой вине преступления (нарушения) закона Десяти заповедей! 

Казалось бы, как такое возможно? Тем не менее, это так. Мне представляется крайне странным, когда подобные верующие говорят о щепетильном отношении к букве Декалога, но при этом откровенно нарушают, как минимум, половину из его заповедей. Убедиться в этом может любой, кто задаться целью прочесть Десять заповедей так, как они даны в оригинале.

В Библии Десятисловие присутствует дважды: первый раз – в 20-й главе книги Исход; второй – в 5-й главе книги Второзаконие. Ниже представлены иллюстрации, взятые с сайта «Электронной Еврейской энциклопедии» (раздел «Десять заповедей»).  




Как наглядно видно, во всех пяти первых заповедях Декалога в оригинале присутствует тетраграмматон - имя Бога «Яхве» (Иегова). О том, что это именно так, свидетельствуют тысячи древних библейских рукописей, находящихся в распоряжении ученых. Причем, непосредственно в 4-й заповеди, которая пользуется особо ревностным почитанием АСД, тетраграмматон присутствует более, чем в какой-либо другой заповеди – от 3 до 4 раз (в зависимости от того, из какой библейской книги цитируется Декалог – Исход или Второзаконие). Всего тетраграмматон представлен в Десятисловии от 8 до 10 раз! Согласитесь, это весьма важно! Что еще важнее, так это то, что, как известно, Десять заповедей являются единственным фрагментом Библии, «который был написан рукой Бога», т.е. буквально собственноручно им (Исход 31:18). Известен этот факт и АСД:


«Декалог — Десятисловие, или Десять Заповедей, — состоит из двух частей, по числу каменных скрижалей, на которых он был написан Богом. Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть — к людям...
Уникальность Десяти Заповедей заключается в том, что это единственные слова, которые Бог изрек вслух ко всему народу (см Втор 5 22) Не доверив этого закона памяти забывчивых людей, Бог написал эти заповеди Своим перстом на двух каменных скрижалях, которые должны были храниться в ковчеге скинии (см Исх 31 18, Втор 102)».

На этом фоне невозможно не спросить: Если для адвентистов, как они сами же утверждают, так важно не быть нарушителями Закона Десяти заповедей, то почему они поддерживают удаление имени Бога из этих самых Десяти заповедей? Почему, цитируя на своих богослужениях Декалог, они произносят его в искаженном виде, удаляя из его текста собственноручно написанное Богом его собственное имя? Ну, ведь логично же, если бы Господь не хотел, чтобы его имя присутствовало и произносилось в Десяти заповедях, он бы просто его там не поместил! Логично и обратное: если Бог 10 раз указал в Десяти заповедях свое имя, значит, он желает, чтобы его истинные (!) служители это имя знали, читали и произносили. Разве не так? 




И как быть с ранее процитированными яркими и красивыми словами на официальном сайте АСД, в которых так настойчиво подчеркивается «обязательность» и «непреложность» соблюдения всего, что Бог указал в Декалоге? Позволю вновь напомнить уверение АСД о том, что слова Десяти заповедей являются «обязательными для людей всех времен и народов»… Или все-таки слова Десяти заповедей не настолько «непреложны», как это уверяют представители этой церкви? Или же «обязательны», но вовсе не для всех? Я никак не могу в этом уловить логику. Нет той необходимой связующей нити между красивыми словами и реальными делами… 


Столь странную и противоречащую собственным словам позицию об уважении к целостности и неискаженности Десятисловия церковь АСД усугубила еще одним шагом. В 2015 году адвентистская Заокская духовная академия выпустила полный перевод Библии под редакцией Кулаковых. В тексте адвентистского перевода мы видим тот же самый пример искажения Десятисловия, с заменой имени Бога на титул "Господь":


Такое неуважительное отношение к Десятисловию обнаруживается как на примере перевода 20-й главы Исхода, так и 5-й главы Второзакония.

Понять столь странную несогласованность тем сложнее, если учитывать, что на сайте АСД утверждается еще одна совсем неплохая мысль:

«Десять Заповедей выражают образец поведения, переданный Богом человечеству. Они определяют наши отношения с нашим Творцом и Искупителем и наши обязанности по отношению к людям…
Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть — к людям...
Десять Заповедей — это нечто большее, чем краткий сборник запретов. Он содержит обширные принципы, касающиеся не только того, чего мы не должны делать, но и того, что следует делать».

Итак, если верить тому, что написано выше, то получается, что АСД не просто должны соглашаться со всем написанным в Десятисловии (включая 10 мест, в которых Богом помещено его имя), но делать куда большее – действовать именно так, как говорит Десятисловие! Если то, как составлены Десять заповедей, есть (цитирую) «образец поведения», логично заключить, что адвентисты должны обращаться к Богу по тому самому имени, которое он 10 раз в заповедях указал. Не просто по титулу «Господь», которого в древнем тексте подлинника абсолютно нет, но именно так, как указано в тексте Декалога – произнося его имя

Опять же, если вышеприведенный текст действительно отражает искренние мысли тех верующих, значит, (цитирую) «наши отношения [и «обязанности»] с нашим Творцом и Искупителем» безусловно должны включать в себя и прославление того единственного Божьего имени, что указано Творцом и Искупителем в большей части Десяти заповедей. Ну, ведь это же логично: «обязанность» не может быть необязательной, и «отношения» с Творцом не могут строиться на наших собственных условиях. Раз Бог сам указал важность его имени в сфере «отношений» с ним, стало быть, у нас не может быть никаких должных отношений, если мы начинаем упрямо вычеркивать из его требований что-то, что нам почему-то не понравилось. Увы, в таком случае уже не остается места честности перед Богом.





Откуда, собственно, берется этот странный тайм-аут? Почему после того, как я говорю подобные вещи адвентисту, у того вдруг теряется ревностный вид, с которым он только что уверял меня в необходимости следовать Закону Десятисловия «абсолютно во всем»? Почему он еще минуту назад говорил, что «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф 5:18), а как только речь зашла об исполнении десяти мест из этого же самого Закона, где Богом заповедано провозглашение его имени, я наблюдаю сбивчивый взгляд и какие-то неловкие попытки объяснить, почему здесь как раз-таки и не обязательно следовать «ни йоте», ни «черте»? Мы же вроде как говорим о тех самых «непреложных» и «обязательных», «образцовых» и «абсолютных» Десяти заповедях, которые рисуются в адвентистских картинках в непременном свете нисходящих с неба лучей. В чем же трудность?


Я слышу странные отговорки про то, что в эпоху зарождения фарисейства законоучителя иудаизма стали придумывать какие-то нелепые правила, ограничивающие употребление имени Бога. С какой стати для христиан фарисеи вдруг стали авторитетами и образцом для подражания? Разве не таких же фарисеев и «законников» разоблачал Иисус, вменяя им вину то, что «их учения всего лишь человеческие заповеди. Оставляя заповеди Бога, вы твёрдо де́ржитесь человеческих традиций»? (Марка 7:6,7). Не про таких ли «законников» Божий Сын говорил: «почему нарушаете заповеди Бога ради ваших традиций?» (Мф. 15:3). Иисус указал «законникам» на «НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ». В свою очередь, разве АСД не НАРУШАЮТ ЗАПОВЕДИ Десятисловия, когда удаляют из половины этого закона имя Бога, а потом ссылаются в свое оправдание как раз на человеческие традиции тех самых фарисеев и законников, которых осуждал Иисус, причем именно за придуманные ими собственные правила? Просто удивительные ассоциации и совпадения!


Что интересно, так это то, что на сайте АСД об отношении Иисуса к Десятисловию говорится следующее:
«Христос чтил закон Десяти Заповедей превыше всего… Сам Христос исполнил закон, не упразднив его, но прожив жизнь в послушании». 

Можно ли себе представить, чтобы Иисус, уподобившись фарисеям, вычеркивал имя Иеговы из Декалога? Если бы он проводил подобную редакцию в Слове Бога, ни о каком почитании Закона не могло быть и речи (Сравните перевод 4-й главы Матфея). Интересно, кому в реальности стремятся подражать те «христиане», что ратуют об обратном – об удалении Божьего имени? Иисусу ли? Или тем, кого он обличал в подобных подменах в Законе?





Мне рассказывают еще одну расхожую байку, мол, звучание имени Бога осталось тайной, поэтому и произносить его теперь нет смысла. Те, кто говорят такое, по сути противоречат тому, что написано на их собственном официальном сайте АСД:
«Глубина Десяти Заповедей заключается в их простом и всеобъемлющем характере. Они настолько кратки, что даже ребенок может их быстро запомнить...
В Законе Божьем нет тайны. Все могут постичь великие истины, заключенные в нем. Самый слабый ум способен понять эти правила, самый малообразованный человек может руководствоваться ими в жизни и формировать характер в соответствии с Божественным образцом».

Если, как говорят сами же адвентисты, «в Законе Божьем НЕТ ТАЙНЫ», при этом абсолютно любой человек «МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ВЕЛИКИЕ ИСТИНЫ, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ В НЕМ», то о каких таких «тайнах» с указанным в Законе Десятисловия именем Бога тогда идет речь? Или Бог дал слабину, раз якобы не смог сохранить собственное имя в собственном Законе? Кто в это поверит? Разве что только те, кто в действительности не очень заинтересован в следовании Божьему повелению о его имени…

Иудеи до сих пор знают произношение тетраграмматона (Божьего имени), и любой желающий может сам в этом убедиться, пройдя по нижеприведенной ссылке:



И как тогда быть с заверением на сайте АСД, что «Десятисловный нравственный Закон есть отражение Божьего характера, его принципы вечны и не зависят от обстоятельств. Они абсолютны, неизменны и имеют постоянную силу для человечества»? Ну, если принципы Десятисловия «ВЕЧНЫ И НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ», то почему же тогда сами же АСД пытаются оправдываться, мол, обстоятельства изменились, имя Бога в Десятисловии якобы стало неизвестно, и вообще, это имя потеряло свое былое значение? Так «принципы Десятисловия вечны» или не вечны? «Обстоятельства» изменились или не изменились? Откуда такое шатание? В пору задать известный вопрос:
«Долго ли вам хромать на оба колена?» (1 Царей 18:21).

Кстати, интересный факт: иудеи при всем своем антагонизме к христианству, тем не менее, в этом вопросе поступают куда заметно благороднее. Они ни в прошлом, ни сегодня не позволяют себе коверкать текст Священного Писания, удаляя из него имя Бога. Если вы возьмете в руки какой-либо том Библии на еврейском языке, то сможете сами в этом убедиться - тетраграмматон стоит на своем месте. Интересно, что думают иудеи, наблюдая, как те же адвентисты редактируют на свой удобный лад слова Десятисловия, подменяя в десяти его местах Божье имя на посторонние фразы? И как потом те говорят иудеям про «важность сохранения йот и черт»? 




Или еще один не менее странный аргумент: дескать, сегодня уже не важно, сохраняем ли мы написанное в Десятисловии имя Бога, или же нет – даже заменив это имя на титул «Господь», христианин понимает, кого он имеет в виду… Что ж, отлично! Возьмем такую «логику» на вооружение и предложим АСД аналогичное решение вопроса с заповедью о субботе. Как бы те отреагировали на подобную замену всех мест со словом «суббота» в той же 4-й заповеди Декалога, допустим, на фразу «какой-нибудь день в неделе»? А что, пусть каждый верующий сам решает, в какой именно день ему организовывать «покой». Кто-то решит в воскресенье, кто-то в пятницу, а кому-то по душе будет «покоиться» в понедельник. Не важно. Главное, что один день в неделю-таки уделяется для «покоя»; вот он-то и будет для него «субботним»… 

Интересно, как бы отреагировали АСД на такое предложение? Посчитали бы они подобную замену в Десятисловии чем-то «неважным»? Не думаю. Но тем больше недоумения вызывает позиция, когда ими одобряется подмена в Декалоге аж с десяток мест с именем Бога, причем не в одной какой-то заповеди, а в доброй половине всех Десяти заповедей! И это называется «хранением Закона заповедей»???  




В моем городе построено здание церкви АСД. Перед самым ее входом на двух больших камнях старательно выбиты заповеди Десятисловия. Догадайтесь, в каком варианте? Разумеется, в искаженном – вместо указанного Богом его имени люди написали то, что устроило их больше, т.е. обычный титул «Господь». Мягко говоря, неравноценная подмена, особенно учитывая слова из 1 Коринфянам 8:5 —
"Есть много богов и господ много"

И снова хочется спросить: а что там с важностью сохранения и исполнения до буквы всего того, что написано в Десяти заповедях? Как насчет того, что не должна исчезнуть «ни одна йота и ни одна черта из закона»? (Мф. 5:18) Или здесь в силу вступают двойные стандарты? Если так, то хочется напомнить подобным «верующим» еще одну фразу с их собственного сайта:
«Каждый из нас будет судим по этим справедливым принципам, а не по нашим понятиям».
Вот тут я согласен. Какие бы «свои понятия» не придумывали т.н. «христиане» с целью оправдания удаления имени Бога из Его Закона, это никак не поможет им на Суде. Не лучше ли уже сейчас смиренно обдумать свое отношение к Закону и Божьему имени, чем рисковать своей репутацией в глазах Бога сейчас, а в будущем – самой жизнью? 






Вообще-то, мне понравилась еще одна мысль с сайта АСД:
«Библия свидетельствует, что Закон Божий — это объект яростных нападок сатаны, чье противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа. Пророчество показывает, что сатана склонит великое множество людей к непослушанию Богу».

Непослушание многих Божьему Закону... Когда те, кто называет себя «христианами», якобы любящими Бога и его Слово, при этом без угрызения совести коверкают его Закон на свой лад, удаляя из него «неудобное» имя Творца, разве это не относится напрямую к «непослушанию Божьему Закону»? Если, согласно вышепроцитированным словам, Сатана яростно нападает на Закон Божий, то чьим интересам содействуют те, кто точно так же этот самый Закон изменяет, «перестраивая» его под свой вкус и цвет? Угадайте с трех раз…

 Собственно, ответ дается на том же самом сайте:

«Послушание этому закону как жизненным правилам необходимо для нашего спасения. Христос сказал: "Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:17). Это послушание возможно только силой пребывающего в нас Святого Духа….
«Закон духовен» (Рим. 7:14). Потому только те, кто духовен и имеет плод Духа, могут повиноваться ему…
Нарушители же Закона Божьего считают его тяжелым бременем, ибо «плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим 8 7)…
Преступая Закон Божий, мы теряем свободу, а следование Десяти Заповедям делает нас свободными…
В Нагорной проповеди Христос подчеркнул духовную сторону закона, показав, что его нарушение начинается в сердце».

Не могу не согласиться с этими мыслями. Все правильно написано! Если человек действительно ведом святым духом, то он не станет коверкать Закон Бога, выбрасывая из него «ненужное имя». И наоборот, если т.н. «христианин» отстаивает идею искажения тех слов, что собственноручно вписал в свой Закон Бог, то ни о каком действии святого духа на него не может идти речи. Какими бы при этом красивыми словами о «непреложности» и «абсолютности» Десяти заповедей он ни говорил. 

«Но оправдана мудрость делами своими» (Мф. 11:19, перевод Кулакова). 

А, вообще, думаю, что СИ куда больше проявляют почтения к Десяти заповедям. И это видно уже из того, что они восстановили их текст таким, какой он и был изначально. То есть сделали то, чего АСД не желают делать до сих пор. И такая позиция СИ правильная, потому что уважение к Божьему Слову должно быть не на словах, даже красивых и громких, а на делах – конкретных и убедительных.







3 комментария:

  1. Конечно и весьма оригинально, соблюдать субботу и при этом игнорировать то, что чего она в том числе была дана?

    Перевод профессора П.И. Горского-Платонова.
    Пс 91:1,2
    Псаломъ. Пѣснь на день субботный. Хорошо славить Іегову, и пѣть имени Твоему, Всевышній,
    ____________
    http://biblia.russportal.ru/index.php?id=masor.gorsk.psal_pg91
    ____________

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Иванов19 декабря 2021 г. в 00:57

      Спасибо за ценную мысль!
      На этом основании написал статью https://biblesvet.blogspot.com/2021/12/233.html

      Удалить
  2. Или еще один не менее странный аргумент: дескать, сегодня уже не важно, сохраняем ли мы написанное в Десятисловии имя Бога, или же нет
    _______
    Порою просто поражаешься этим "гениальным" мыслям. То есть в АСД лучше Бога знают, важно ли его имя или нет?

    Перевод Архимандрита Макария.
    Мал 2:1,2
    Итак вам, священники, сие увещание. Если не послушаете, и не обратите на то внимания, чтоб имени Моему воздать славу, говорит Иегова воинств; то Я пошлю на вас проклятие, и прокляну благословения ваши; прокляну и сие, потому что вы не обращаете внимания.
    ___________
    Перевод Архимандрита Макария.
    Мал 2:1,2
    Итак вам, священники, сие увещание. Если не послушаете, и не обратите на то внимания, чтоб имени Моему воздать славу, говорит Иегова воинств; то Я пошлю на вас проклятие, и прокляну благословения ваши; прокляну и сие, потому что вы не обращаете внимания.
    ___________
    http://superbook.org/MAP/MAL/mal2.htm
    ___________
    Или может АСД не увидели одну из причин, почему у Израиля было столько проблем?

    ОтветитьУдалить

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...