«Видевший Меня видел Отца» (Иоанна 14:9).
Означают ли слова Иисуса, что его следует считать равным Отцу или даже самим Отцом?
Вовсе нет, ведь этот принцип применим и к христианам.
Сравните следующие библейские тексты:
Галатам 4:19 —
«…пока в вас не отразится образ Христа» (Новый русский перевод)
«… пока вы не станете подобием Христа!» (Современный перевод, РБО)
«…покуда не будет воссоздан в вас образ Христов» (Перевод Кулаковых)
«…пока вы воистину не станете подобны Христу» (Перевод Библейской Лиги, ERV)
«…пока вы не станете подобны Христу» (Современный перевод, WBTC)
«…пока не будет изображен Христос в вас!» (Перевод Еп. Кассиана)
«… чтобы образ Христов был запечатлен на вас!» (Перевод Десницкого)
«… доколе вы не уподобитесь Христу» (Перевод Лутковского).
2 Коринфянам 3:18 —
«Мы же все… преображаемся, становясь Его подобием» (Современный перевод, РБО)
«А мы все… преображаемся по Его образу» (Перевод Десницкого)
«И мы все… изменяемся, становясь все больше похожими на Него» (Новый русский перевод)
«И все мы... преображаемся в образ Его» (Перевод Кулаковых)
«Но все мы… принимаем подобие Его» (Перевод Библейской Лиги, ERV)
«Но все мы... превращаемся в подобие Его» (Современный перевод, WBTC)
«И мы все... преображаемся в Его же образ» (Перевод Еп. Кассиана)
«А мы все... преображаемся в тот же образ» (Открытый перевод)
«Мы все ... преображаемся в Его образ» (Перевод Русского Библейского Центра)
Христианин должен отражать собой образ Христа, как и Христос отображает собой образ Отца (Колоссянам 1:15; Евреям 1:3).
Ведь и сам человек создан «по образу и подобию Бога» (Бытие 1:26,27).
Означают ли вышеприведенные увещания Библии, что христианин, «принимающий подобие Христа», «преображающийся в его образ», тем самым становится некоей новой таинственной ипостасью Господа? Следует ли понимать такие «образ» и «подобие» как доказательство «равенства» человека с Сыном или даже его Отцом?
Даже представители тринитарных вероисповеданий нередко используют выражения, подобные этим: "В христианине люди должны видеть каким является Бог» или «Бог являет миру свой образ через христианина». А в православии существует даже специальное понятие – «обо́жение» человека. Тем не менее, никому не придет мысль на основании этих понятий утверждать идею сакральной «ипостасности», равенства христианина с Богом.
Если даже обычные земные служители Бога должны своей жизнью отображать образ Господа, то разве является чем-то странным, что и сам Христос, которого Библия называет «служителем» Отца, являл через себя Его образ во время своего земного служения? (Сравните Деяния 3:13,26; 4:25,27,30 — в греч. тексте слово παῖς, Номер Стронга: #3816, «отрок», «молодой раб», «слуга»).
Вывод очевиден: слова Иисуса из Иоанна 14:9 — «Видевший Меня видел Отца»— означали вовсе не тайну «равенства» или «единосущия» Христа с небесным Отцом, но указывали на возможность для человека осознать каким является Истинный Бог благодаря точному отражению Сыном чувств и качеств своего Отца.
В заключении приведем наглядный пример объяснения данных слов Иисуса, сделанного известным раннехристианским апологетом и мучеником Ипполитом Римским (170-235 гг). В его время в христианстве уже во всю развивалось отступничество, в частности, такое явление как «монархианство» (разновидности оного — «модализм», «динамизм», «савеллианство»). Сторонники «монархианских» идей утверждали, что никакой отдельной личности в лице Сына Бога не существует, но под маской («модусом») Сына на земле выступал якобы сам Отец. И он же (т.е. сам Отец) и умер на Голгофе, а потом же сам себя и воскресил.
Обличая эти небиблейские заблуждения, Ипполит Римский цитирует утверждения «ноэтян» — последователей одного из идеологов «монархианства»:
«"Христос был Бог и, чтобы иметь возможность спасти нас, пострадал ради нас, будучи Отцем. Иначе, – говорят, – учить мы не можем; так как и Апостол исповедует единого Бога, когда говорит: «их отцы, (и) от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки". Так они желают понимать данные места; причем пользуются ими в отрывочном виде... Смотрите, братья, сколь опрометчивое и дерзкое учение вводят они, когда бесстыдно утверждают: "Сам Христос есть Отец, Сам – Сын, Сам родился, Сам страдал, Сам Себя воскресил из мертвых". Неправда…».
Далее, в ходе разоблачения этого заблуждения Ипполит переходит к тем местам Писания, которые «монархиане» пытались использовать в собственной трактовке:
«Ноэт говорит, что (Христос) Сам сказал: "Я и Отец едино есмы". Но пусть он обратит внимание и поймет, что (Христос) не сказал: "Я и Отец – единое Я"; но – "едино есмы". Выражение же: "есмы" не говорит об одном; напротив, в нем Христос указал на два лица, но на одну силу. Это Он и Сам объяснил, когда сказал Отцу об учениках: "славу которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня".
Что могут сказать на это ноэтиане? Все мы не суть ли единое тело по сущности и не становимся ли единым, благодаря силе и расположенности к единомыслию? Точно так же и Сын (παίς). Посланный и не познанный теми, которые находились в мире, Он исповедал, что Он во Отце по силе и расположению. В самом деле, единый разум Отца составляет Сын (παίς). И мы, имея разум Отца, таким образом, веруем (в Сына); но так как (ноэтиане) этого разума не имеют, то они отвергли и Сына.
Правда, вместе с Филиппом, который спрашивал об Отце, ноэтиане желают в данном случае говорить: "Покажите нам Отца, и довольно для нас". Но ведь Господь Филиппу ответил: "Столько времени Я с вами, Филипп, и ты не знаешь Меня!... Видевший Меня видел Отца.... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне"? Ноэтиане говорят, что этими словами подтверждается их учение, так как в них, будто бы, Он исповедует Себя Отцем. Но пусть они узнают, что в данном случае они сами же себе причиняют величайшее затруднение. Ведь изречение (Христа) изобличает их. В самом деле, когда Христос сказал и показал, что Он во всех отношениях – Сын; когда в данном случае (ученики) не признали и не могли воспринять и узреть Его силы и когда, в частности, Филипп, не вместивши того, что ему было возможно видеть, пожелал узреть Отца – Господь сказал, обращаясь к нему: "Филипп! столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?... Видевший Меня видел Отца". То есть, если ты видел Меня, то через Меня мог бы познать и Отца. Ведь чрез образ, составляющий полное подобие, Отец легко может быть постигнут. Если же ты не познал Образа, Которым является Сын, то как же ты выражаешь желание видеть Отца? Все это, конечно, бесспорно. В этом убеждают и все те места (Священного Писания), которые примыкают к данному изречению и составляют его основание» (Ипполит Римский «Против Ноэта»).
Как можно убедиться, попытки отождествить и уравнять Сына с Отцом начали появляться в начале III века, примером чему стала идеология «монархианства». И именно тогда слова Иисуса, в частности, из Иоанна 14:9 стали перетолковываться в соответствующем измененном понимании.
Стоит лишь упомянуть, что именно «монархианство» впервые озвучило в христианской среде понятие «единосущия» и предложило вариант т.н. «равночестности» (равнопрославляемости) Отца, Сына и святого духа. Спустя столетие, эти идеи, пускай и в несколько приглаженном виде, все-таки смогли проникнуть в церковную догматику. Впрочем, это уже отдельная история. Ее мы подробнее будем рассматривать в книге «Троица в христианстве. История возникновения догмата»…
Но если буквально понимать этот стих, то Христос и есть Бог Отец. Что в корне противоречит тринитарному учению, где Отец и Сын это разные личности. А кроме того Христос говорил и другое.
ОтветитьУдалитьИоан.6:46
Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
___________
А Христос не может противоречить сам же себе. Так что же значат эти слова? А то что Христос был копией Отца, буквально его иконой, потому что вел себя и мыслил точно так же как это бы делал сам Бог и Отец.
Кол.1:15
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;