"Время" или "Час"?
Апостол Павел об отступничестве и об «удерживающем теперь»
«Взятие от среды» - смерть всех апостолов
"Последний час" истинного поклонения
«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1 Иоанна 2:18).
В Синодальном переводе, откуда и процитирован данный библейский отрывок, этот текст приведен несколько некорректно. Греческое слово «ώρα» (Номер Стронга: 5610), представленное в Син.П как «время», главным образом означает «час». Именно так это слово переведено в большинстве других библейских стихов в том же Синодальном переводе. Например, в Матфея 20:3,5,9,12; 24:36,50; 25:13; 26:40; 27:45,46…
"Время" или "Час"?
Во многих других библейских переводах в тексте 1 Иоанна 2:18 используется буквальное значение – «час».
«Дети, настал последний час! Вы слышали, что должен прийти Антихрист. Так вот, теперь появилось уже много антихристов, из чего мы узнаем, что это последний час» (Перевод Российского Библейского Общества).
«Дети! Час последний близок. И, как вы слышали, что грядёт антихрист, так и множество антихристов уже появилось, из чего мы знаем, что последний час близок» (Современный перевод).
«Дети, настал последний час, и как вы слышали, что придёт антихрист, так уже сейчас появились антихристы в большом числе; из этого мы узнаём, что настал последний час» (Библия Германа Менге).
«Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть» (Церковно-Славянская Библия Кирилла и Мефодия).
«Дети юные, настал последний час; и как вы слышали, что должен прийти антихрист, так даже теперь появилось много антихристов; отсюда мы узнаём, что настал последний час» (Восстановительный перевод).
«Дети, последний час: и как вы слышали, что Антихрист грядет, и теперь появилось много антихристов; отсюда и знаем, что последний час» (Перевод Епископа Кассиана).
«Дорогие дети мои! Час последний близок. И, как вы слышали, что придёт антихрист, так и множество антихристов уже появилось, из чего мы знаем, что последний час близок» (Перевод Международной Библейской лиги).
«Дети, последний час! И как вы услышали, что противник Помазанника приходит, и ныне противники Помазанника многие произошли, откуда узнаем, что – последний час» (Одинцов-Белинский - буквальный перевод Нового Завета).
В большинстве англоязычных переводов Библии, которые мне удалось проверить, в 1 Иоанна 2:18 так же используется словосочетание «последний час» ("last hour").
New International Version, New Living Translation, English Standard Version, Darby Bible Translation, English Revised Version, Berean Study Bible, Berean Literal Bible, New American Standard Bible, Christian Standard Bible, Contemporary English Version, Holman Christian Standard Bible, International Standard Version, American Standard Version, New American Standard 1977, NET Bible, Jubilee Bible 2000, Douay-Rheims Bible, Weymouth New Testament, Young's Literal Translation.
Еще в ряде переводов (например, в New Heart English Bible, World English Bible) слово «час» ("hour") применено в последней части 18-го стиха.
Итак, если следовать основному значению греческого слова «ώρα», апостол Иоанн писал о «последнем часе», который уже наступил (или наступал) в момент написания им своего послания. В этой связи поднимается вопрос: что именно имел в виду Иоанн, когда говорил о «последнем часе»? И почему «последний час», по словам апостола, наступил уже к концу I века?
Множество комментаторов, как правило, пытаются объяснить слова апостола Иоанна в смысле некоего последнего периода мира, который длится, начиная с апостольского века (т.е. с I века н.э.). Но такое сомнительное толкование лишь вызывает дополнительные вопросы. Маловероятно, чтобы Иоанн был вдохновлен свыше назвать довольно длительный промежуток времени в 2000 лет выражением «час». Тем более, что в Библии нет подобных примеров. Наоборот, Библия неоднократно применяет правило, описывая одну тысячу лет как «день», но никак не «час» (Псалом 89:5; 2 Петра 3:8). А ведь с момента написания послания Иоанна прошла даже не одна, а две тысячи лет! Показательно, что это же греческое слово «ώρα» присутствует в 1 Фессалоникийцам 2:17, и его перевели выражением «короткое время», что лишний раз указывает на нелогичность восприятия слова «час» в смысле некоего долгого периода.
Ответ мы можем найти в словах самого апостола Иоанна. Ближайший контекст (1 Иоанна 2:18-26) показывает, что именно служило знаком «последнего часа». Из этого мы можем сделать вывод о том, что этот «последний час» означает. Итак, Иоанн пишет:
«18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца».
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас».
Как следует из 18-го стиха, наступление «последнего часа» в конце I века н.э. стало очевидным непосредственно по причине «появления многих антихристов». Но кто такие «антихристы»? Греческое слово «αντίχριστος» означает того, кто выступает против Христа. В Библии это выражение присутствует лишь несколько раз и только в посланиях Иоанна (1 Иоанна 2:18,22; 4:3; 2 Иоанна 7). Исходя из того, как апостол Иоанн описывает тех, кто своей позицией характеризует себя в качестве «антихристов», становится понятным, что «антихрист» – это не некая мистическая личность, а те, кто отступает от истинных учений Христа. Причем, таких людей на момент написания Иоанном его посланий становилось все больше и больше.
19-й стих прямо на это указывает, когда говорит, что «они (т.е. "антихристы") вышли от нас (т.е. от истинных учеников Христа)». Стих 22-й тоже содержит аналогичное упоминание, связывая его с отказом от истины о Христе. В 26-м стихе апостол снова подчеркивает, кого он имел в виду, когда чуть выше говорил о появившихся «антихристах»: «Это я написал вам об обольщающих вас».
То же самое понимание появившегося к концу I века н.э. «антихриста» следует и из других слов Иоанна:
«Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Иоанна 4:3).
«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист… Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Иоанна 7,9).
Итак, рассмотренные нами слова апостола Иоанна говорят об отступниках от истинного учения Христа. Именно такие люди называются им «антихристами». Их многочисленное появление стало указанием на то, что наступил «последний час». Другими словами, «последний час» означал начало расцвета отступничества.
Апостол Павел об отступничестве и об «удерживающем теперь»
Стоит отметить, что подобное предупреждение в книгах Нового Завета было дано еще до написания Иоанном его посланий. В частности, об этом неоднократно говорил апостол Павел:
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:29,30. Сравните Иуды 4).
«Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фессалоникийцам 2:3-8).
Как и Иоанн, апостол Павел указывал на скорый расцвет отступничества в среде апостольского собрания. По причине того, что многие называющие себя «христианами» в действительности «не приняли любви истины для своего спасения», они неминуемо попали бы под «действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фессалоникийцам 2:9-12). В принципе, многие толкователи и комментаторы Библии разделяют данное понимание. Например, православный епископ и богослов Феофан Затворник пишет следующее:
«Так понимают тайну беззакония древние наши Церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что Апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста Апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно». То же говорит и святой Дамаскин: «Тайною беззакония называет Апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения. Ереси же изошли в мир от времен апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: Якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша (1 Ин. 2:18), разумея еретиков».
Вместе с тем в процитированных выше словах Павла мы находим достаточно важный общий момент: как во 2 Фессалоникийцам 2:7,8, так и в Деяниях 20:29 апостол подчеркивает, что отступничество получит силу после того, как произойдет «уход» («отшествие»). Если в первом случае Павел говорит о некоем «взятии от среды удерживающего теперь», то во втором примере апостол прямо говорит о своей смерти (Сравните 2 Тимофею 4:6).
Впрочем, библейские толкователи пытались предложить разного рода объяснения того, что именно Павел подразумевал под «удерживающем теперь». Одно время даже была популярна точка зрения, будто это выражение относилось к Римской империи, что, собственно, вполне вписывалось в «византийскую» догматику «имперской» церкви константиновской и постконстантиновской эпохи. Тем не менее, подобное объяснение в свете Библии неизбежно выявляло свои недостатки, о которых нет смысла говорить.
Не стоит думать, что указание об «удерживающем» является некой тайной. По крайней мере, для самих фессалоникийцев это тайной вовсе не было, учитывая, что Павел в том же месте своего послания писал им:
«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» (2 Фессалоникийцам 2:5,6).
Согласно этим словам, христиане из Фессалоник были в курсе данного вопроса. Более того, в самих посланиях Павла многократно подчеркивалось чьими усилиями сохранялась чистота веры первых христиан и обеспечивалась их защита от отступничества. В той же самой 2-й главе 2 Послания Фессалоникийцам, после упоминания «удерживающего» от отступления, в 15 стихе Павел напоминает христианам, что все это время служило им защитой от действий «беззаконника»:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
Фессалоникийские христиане изначально были приведены к истине посредством апостольской проповеди (2 Фессалоникийцам 2:13,14). В дальнейшем собрание могло укрепляться в вере при условии точного следования апостольским «повелениям» (2 Фессалоникийцам 2:15; 3:4,6,14). Даже отсутствуя лично, апостолы продолжали осуществлять любящую заботу и надзор за собраниями посредством письменных посланий и направляемых к ним ответственных братьев (1 Фессалоникийцам 3:2-10).
Разумеется, этот принцип был действителен не только в отношении фессалоникийских христиан, но и всех остальных христианских собраний I века. Апостольское руководство, представленное в Новом Завете в качестве «учения апостолов», служило неизменным условием для формирования и духовной защиты вновь образуемых собраний (Деяния 2:42). Во всех актуальных служебных вопросах последнее слово всегда было за апостолами (Сравните 1 Коринфянам 5:3). И это в полной мере соответствовало воле Христа, наделившего апостолов особой властью надзора за собраниями, как это следует из его слов:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфея 18:18. Сравните Иоанна 20:23).
Аналогичным образом, когда христианское собрание столкнулось с опасностью со стороны «лжебратьев», что породило реальную угрозу масштабного раскола, защитой от отступничества стали именно апостолы (Деяния 15:1,2). При этом важным условием для сохранения истины на местах было указание «соблюдать определения», принятые на совете в Иерусалиме. В результате «церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деяния 16:4,5).
Итак, Новый Завет указывает на апостолов, наделенных Христом силой и авторитетом в собрании, как на тех, кто должен был защищать на земле Божью истину от влияния отступничества. На протяжение всего своего служения апостолы самоотверженно выполняли эту важную роль. Даже несмотря на то, что влияние отступничества стало заметным уже в I веке, апостольское руководство служило мощнейшим щитом для ранних учеников Иисуса. Все это помогает прийти к выводу, что упомянутый апостолом Павлом «удерживающий теперь» символизировал единое апостольское руководство, которое не позволяло «тайне беззакония» на тот момент времени действовать в полной мере (2 Фессалоникийцам 2:7). Согласно данному библейскому тексту, отступничество должно было начать набирать силу только как «будет взят от среды удерживающий теперь». Но что означает это выражение?
«Взятие от среды» - смерть всех апостолов
Говоря о «взятии от среды удерживающего теперь», Павел явно подразумевал грядущее время, когда все апостолы закончат свой земной путь. Но какие есть основания так думать? Как уже упоминалось ранее, апостол Павел подчеркнул данную мысль еще раз, когда намеревался отправиться в Рим, чтобы предстать перед судом кесаря. Прощаясь с христианскими старейшинами, апостол сказал:
«И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы… Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:25,29,30).
Как и во 2-й главе 2 Фессалоникийцам, Павел вновь указал на грядущее отступление, которое начнет разъедать христианское собрание как извне, так и изнутри. Причем, случиться это должно было после того, как апостол навсегда покинет учеников Иисуса. До тех же пор, пока Павел оставался в живых, он мог продолжать защищать собрания. В частности, это видно из его слов, сказанных в Послании Филиппийцам:
«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Филиппийцам 1:21-24).
Павел показывает, что до тех пор, пока он остается в живых, он может продолжать совершать свой «плодотворный труд» на благо и защиту христианского собрания (Перевод епископа Кассиана). По этой причине он пишет филиппийцам, что «оставаться во плоти нужнее для вас… для вашего успеха и радости в вере» (стихи 24,25).
Последним из апостолов был Иоанн. Он является автором пяти книг Нового Завета и все они были написаны им к концу I века. К тому времени Иоанн был уже в преклонном возрасте. Но даже из самого последнего его послания следует, что апостол все еще активно защищал чистоту истины в христианских собраниях. Так, он пишет о некоем Диотрефе, который встал на путь противления христианскому руководству:
«Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3 Послание Иоанна, 10).
Данный отрывок наглядно показывает значимость апостольской роли в решении возникающих в собрании проблем и противостоянии отступническим тенденциям. Личный приход престарелого апостола и даваемое им порицание в конце I века все еще имели большое значение среди «апостольской церкви». Тем не менее, жизнь Иоанна подходила к завершению. Именно в это время апостол и пишет слова, которые были приведены в самом начале нашей статьи:
«Дети! последнее время [«последний час»]. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время [«последний час»]. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (2 Иоанна 2:18,19).
Итак, апостол Иоанн незадолго до своей смерти пишет о наступлении «последнего часа». Причем, основанием для такого утверждения, по словам самого апостола, является факт появления к концу I века «многих антихристов», т.е. отступников от истины. Что же в таком случае означал «последний час»? «Последний час» чего?
"Последний час" истинного поклонения
Как уже упоминалось ранее, многие библейские комментаторы пытаются найти объяснение словам Иоанна о наступлении в конце I века «последнего часа» в смысле некоего образного периода времени, равнозначного неоднократно упоминаемому в Священном Писании «последнему времени». Однако, мы уже разбирали очевидную несостоятельность такого толкования, обнаруживаемого в свете проверки самим Писанием. Конечно, в Библии мы встречаем немало стихов с пророческим указанием на период «последних дней», «последнего времени». Но факт в том, что понятие «времени» («периода», «поры») в Новом Завете в основном представлено словом «καιρω̣» (Номер Стронга: 2540). Именно это слово используется в Марка 13:33; Луки 12:56; 21:24; 1 Тимофею 4:1; 2 Тимофею 3:1; 4:3; 1 Петра 1:5 и др. Также смысл «времени» передается греческим словом «χρόνου» (Номер Стронга: 5550). Оно присутствует в таких библейских текстах, как Деяния 1:6,7; 3:21; 17:30; 1 Петра 1:20; Иуды 1:18 и пр.
Что же касается выражения «последний час» («εσχάτη ώρα»), то оно применяется относительно особого периода лишь у Иоанна. Итак, что именно имел в виду Иоанн, когда говорил о «последнем часе»? Если указания на «последние дни» главным образом относятся к отдаленным временам накануне грядущего Божьего Суда, то почему «последний час», по словам апостола, наступил уже к концу I века?
Прежде чем дать окончательный ответ, есть смысл обратить внимание на слова апостола Павла из 1 Послания Коринфянам 4:9, где он говорит о будущей участи апостолов:
«Ибо, думаю, Бог выставил напоказ нас, апостолов, последними из всех, как обречённых на смерть, потому что мы стали зрелищем для мира - и для ангелов, и для людей» (Восстановительный перевод).
«Ибо думаю, Бог сделал нас, апостолов, последними, как бы приговорёнными к смерти, потому что мы стали зрелищем для мира и ангелов и людей» (Перевод епископа Кассиана).
Указывая на апостолов, Павел говорит о них, как о «последних» («εσχάτους»), используя слово, идентичное тому, что применил апостол Иоанн, когда писал о наступлении «последнего часа». Это выражение несет буквальный смысл «последний», «крайний», «предельный» (Номер Стронга: 2078). Для коринфских христиан была хорошо понятна аналогия, которую в этом тексте использовал апостол Павел. В Коринфе на тот момент действовали два театра, один из которых вмещал в себя около 18 тысяч зрителей. Как и в Риме, на аренах театров в Коринфе проводились гладиаторские бои и сражения с дикими зверями. Наиболее зрелищной была финальная часть кровавого представления, когда на арену напоказ перед зрителями выводились осужденные, которых затем бросали на смерть от мечей или звериных клыков. Гибель таких осужденных была неизбежной.
Показательно, что Павел в данном тексте упоминает не вообще всех христиан, а конкретно апостолов, отмечая их по сути в качестве некой «последней» жертвы. Разумеется, христиане погибали и на протяжении столетий после апостолов. Тем не менее, Павел говорит именно о смерти апостолов, как о «последних из всех» (Восстановительный перевод). Это подчеркивает особую значимость завершения апостольской эпохи. «Апостолы были выведены на сцену для великого финала» («Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета»). Что же означал этот финал?
Со смертью последних апостолов наступал «последний час», о котором говорится в 1 Иоанна 2:18. И этот «час» был также напрямую связан с наступлением отступничества (Деяния 20:29,30; 2 Фессалоникийцам 2:3-8). Внимательно исследуя библейские указания, становится очевидным, что этот «час» не мог быть «последним» для отступничества, так как оно, наоборот, лишь начинало набирать силу. Не мог этот «час» считаться «последним» и для окружающего греховного мира – ему суждено было существовать еще две тысячи лет, или целых два пророческих «дня» (Псалом 89:5; 2 Петра 3:8). Так же «последний час» не мог относиться и к иудейской системе, так как та уже почти 30 лет, как была разрушена римлянами.
Очевиден лишь один вывод: последний еще живущий апостол, осознающий свой скорый уход и видящий неизбежность расцвета отступничества, говорил о наступлении завершающего, «последнего часа» для света истинного поклонения. Уже очень скоро новое поколение христиан подвергнется влиянию искаженных учений, усиливающейся трансформации истины, что неминуемо скажется как на доктринальных взглядах, так и на внутренней богослужебной практике. Место апостолов займут те, чей авторитет во многом будет опираться на некую «преемственность», от чего ранее предостерегал еще апостол Павел (Сравните 1 Коринфянам 1:11-13; 3:4,21; 2 Коринфянам 11:5, 13-15; Откровение 2:2). По причине отсутствия прежнего апостольского руководства среди крупных поместных церквей начнется соперничество за наибольшую авторитетность (Рим, Александрия, Антиохия, Коринф, Эфес и др). В отличие от новозаветного принципа управления совета апостолов и старейшин главенство перешло к одному человеку – епископу местной церкви (Деяния 15:2,6; 16:4,5).
Коренные изменения в церковных взглядах и практике стали выявляться уже со II века н.э. Именно в то время была произведена редакция греческого текста Ветхого Завета (Септуагинта), в результате которой был не только удален тетраграмматон (имя Бога – Иегова), но и введены т.н. «священные сокращения» («номина сакра»), применимые к Богу и его Сыну. На волне очередных антисемитских настроений в Римской империи церковные руководители попытались максимально дистанцироваться от всего, что могли их связывать с иудаизмом. В частности, это привело к отказу от библейского порядка празднования Вечери Господней, проходившей в один день с еврейской Пасхой (14 нисана), и установления собственного нового порядка т.н. «христианских пасхалий».
Изменения претерпели и эсхатологические взгляды христиан. Так, для ранней церкви была присуща уверенность в грядущем наступлении Тысячелетнего царства Христа на земле.
«Хилиазм, т. е. вера в тысячелетнее царство Христа на земле, был свойственен многим христианам первых трех веков» (В.В. Акимов "История Христианской Церкви в доникейский период"). Но в дальнейшем церковь в основном отказалась от этого учения, назвав «хилиазм» («милленаризм») ересью. Наоборот, популярность стала набирать точка зрения, будто Божье царство уже правит на земле в лице политических государств и их правителей.
«Со времени Монтана [II-III вв] надежда на тысячелетнее царство Христово стала считаться в церкви нелепою и сумасбродною» (свящ. Н. Виноградов «Богословская деятельность св. Дионисия Александрийского»).
Церкви стали наполняться необращенными людьми, не проявившими раскаяние в своих грехах и не готовых брать на себя бремя христианского ученичества. Во многом по этой причине церковь стала перенимать и подстраивать на свой лад языческие представления, традиции и практики, которые были знакомы и дороги вчерашним язычникам. Слияние церкви с политикой, благословения и прямое участие в войнах, использование церковных обрядов в коммерческих целях, разделение членов общины на клир и мирян… Это и многое другое стало печальной реальностью для последующих поколений тех, кто называл себя «христианами». Так исполнилось то, что было сказано апостолом Павлом:
И именно об этой приближающейся реальности писал апостол Иоанн, когда говорил о наступлении «последнего часа» (1 Иоанна 2:18). Через него Бог предсказывал грядущий период духовной тьмы, когда истина должна была быть в поругании, а те, кто стремился бы ее отстаивать – в преследовании (Иоанна 16:1,2; 2 Тимофею 3:12,13; 4:3,4). Согласно Библии, понимание истины должно было «умножиться» в будущем, в период «последнего времени» (Даниила 12:4,9). И это то время, в которое удостоились жить мы!
Церкви стали наполняться необращенными людьми, не проявившими раскаяние в своих грехах и не готовых брать на себя бремя христианского ученичества. Во многом по этой причине церковь стала перенимать и подстраивать на свой лад языческие представления, традиции и практики, которые были знакомы и дороги вчерашним язычникам. Слияние церкви с политикой, благословения и прямое участие в войнах, использование церковных обрядов в коммерческих целях, разделение членов общины на клир и мирян… Это и многое другое стало печальной реальностью для последующих поколений тех, кто называл себя «христианами». Так исполнилось то, что было сказано апостолом Павлом:
«Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:29,30).
«Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фессалоникийцам 2:3,4,10-12).
И именно об этой приближающейся реальности писал апостол Иоанн, когда говорил о наступлении «последнего часа» (1 Иоанна 2:18). Через него Бог предсказывал грядущий период духовной тьмы, когда истина должна была быть в поругании, а те, кто стремился бы ее отстаивать – в преследовании (Иоанна 16:1,2; 2 Тимофею 3:12,13; 4:3,4). Согласно Библии, понимание истины должно было «умножиться» в будущем, в период «последнего времени» (Даниила 12:4,9). И это то время, в которое удостоились жить мы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий