вторник, 10 августа 2021 г.

Суббота и христианин

 


«Потому что о сем надобно судить духовно» (1 Коринфянам 2:14)

«По духу, а не по букве»
«Священники в храме нарушают субботу, однако невиновны»
Суббота и Иисус (Матфея 11:28,29)
К Десятисловию не относится?
«Остается субботство»

 

В этой статье мы рассмотрим тему Четвертой заповеди Десятисловия – заповедь о субботе. Сегодня некоторые искренне верующие люди считают необходимым для христиан буквально соблюдать ветхозаветное постановление о календарной субботе. В то же время для многих других не менее искренних христиан очевидна истина, отраженная в Новом Завете: 


«Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Колоссянам 2:16).
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Римлянам 14:5,6).
«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Галатам 4:9-11).

Как следует из вышеприведенных стихов Нового Завета, постановление о буквальной календарной субботе, уже не имеет того обязательного статуса, который был свойственен ей в ветхозаветные времена (Сравните Матфея 9:16,17). Не то, чтобы соблюдение этой заповеди вдруг оказалось чем-то плохим. Нет, если верующий человек считает для себя нужным продолжать выделять седьмой день в неделе, что ж, это его полное право. Тем не менее для новозаветного христианина соблюдение календарной субботы потеряло свое значение, так как сама суть субботы теперь отражена в роли Христа, который и дает тот самый истинный «покой» («суббота» - евр. «шабат», «покой») (Матфея 11:28,29).

Иисус – это и есть моя истинная Суббота! В нем я нахожу покой, он защищает меня от суеты мира, от пустых человеческих стремлений к тщеславию, и от соблазна думать, что я могу обрести спасение благодаря неким личным «заслугам» (Ефесянам 2:8,9; ). Если я пребываю в Христе, я пребываю в Божьем покое, я – в истинной Субботе. И в этой Субботе я пребываю не один день в неделю, а постоянно, без перерыва, как это и должно быть!



«По духу, а не по букве»


Некоторые верующие люди, к сожалению, не осознают этого важного обстоятельства. Как следствие, с их стороны можно услышать такое мнение: «Если Четвертая заповедь теперь не обязательна к исполнению, значит, и Девять остальных можно тоже не соблюдать? Ну, нельзя же делить Десятисловие на важное и не важное! Если в Ветхом Завете имеется указание чтить субботу, разве не следует это делать буквально?» 

В принципе, такой взгляд можно понять. Но он логичен ровно настолько же, насколько было логично утверждение ветхозаветного Божьего служителя о необходимости принесения жертвы за наши грехи. Необходимость жертвы осознавал еще Авель, второй сын наших прародителей Адама и Евы. Это же вполне оправданно понимали и Авраам, и Иов, и многие другие служители, которые поклонялись Богу задолго да установления Моисеева Закона (Евреям 10:3,4). Собственно, это понимают и современные христиане. Но они осознают нечто более важное – истинную Жертву, благодаря которой мы и спасаемся – Иисуса Христа (Римлянам 7:25; Евреям 10:5-10). Что же изменилось? Сам принцип необходимости жертвенного выкупа до сих пор остался не изменен. Но его форма стала иной: не кровь быков и овечек, а кровь Божьего Сына! (Евреям 10:1-12; 1 Петра 1:18,19). Иисус стал «Агнцем» (Иоанна 1:29,36) Мы спасаемся благодаря жертве Христа! (Ефесянам 2:15,16; Колоссянам 2:13,14).


«По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евреям 10:10-12).

Иисус НЕ ОТМЕНИЛ установленный законом ПРИНЦИП жертвенности за грехи человека, но ПРИВЕЛ ЕГО К СОВЕРШЕННОМУ ИСПОЛНЕНИЮ, раз и навсегда искупив людей от греха и смерти. Как следствие, отпала сама необходимость в этих целях «многократно приносить одни и те же жертвы», потому что Христос сам стал за нас этой жертвой (Иоанна 1:29; 1 Тимофею 2:5,6).

Тем не менее, ни один христианин не может заявить, будто он уже не нуждается в силе жертвенного выкупа. Хотя Христу нет необходимости «многократно приносить Себя», но он сделал это, «однажды принеся Себя в жертву», всё же каждый христианин осознает для себя необходимость крепко держаться принципа выкупа, чтобы не потерять спасения (Евреям 9:25-28). «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евреям 10:26). Поэтому, закон соблюдения жертвоприношений для учеников Христа потерял силу, но ПРИНЦИП спасения через искупительную жертву (теперь в лице Иисуса) остается незыблемым. 


Подобным образом нашло свое истинное осуществление неизменное в прошлом указание об обрезании, которое тоже появилось задолго до Моисеева закона, начиная с Авраама (Бытие 17:9-14,23-27; Деяния 7:8). Несмотря на то, что обрезание по плоти многими веками требовало соблюдения со стороны Божьих служителей, Писание все же подчеркивало превосходящую роль «духа» (принципа) обрезания над его «буквой», когда призывало «обрезать крайнюю плоть сердца вашего» (Сравните Второзаконие 10:16; Иеремия 4:4).

Можно ли сказать, что духовный принцип обрезания отменен для христиан? Нет. Они продолжают послушно следовать ему, посвящая самих себя и свои жизни Богу. Принцип обрезания для последователей Христа отражен в их «обрезании, которое в сердце, по духу, а не по букве», что подчеркивается их посвящением и крещением (Римлянам 2:28,29; Деяния 2:38).


«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Колоссянам 2:11).
«Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Филиппийцам 3:3).

При этом, соблюдая духовный принцип обрезания, христианам нет необходимости следовать его «букве», т.е. буквальному исполнению этого повеления по плоти (Галатам 5:1-12; Филиппийцам 3:2; Колоссянам 3:11; Титу 1:10,11).


То же касалось и множества других важных предписаний Закона, включая «пищу, или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Колоссянам 2:16). Если ранее подобные указания Закона следовало регулярно и скрупулезно выполнять, тщательно «наблюдая дни, месяцы, времена и годы», то теперь благодаря Христу их предназначение было достигнуто и, как следствие, отпал смысл в их дальнейшем буквальном соблюдении (Галатам 4:9-11).

Этот же принцип отражен и в случае с календарной субботой. «Дух» субботы для христиан остался неизменным – наше пребывание в Божьем покое, успокоение от мертвых дел (Евреям 4:9; 9:14). Но форма ее осуществления стала более совершенной: благодаря вере в Христа и в его исключительную роль в нашем спасении (Деяния 15:10,11).


Практически все пророческие указания закона нашли свое полное исполнение в Божьем Сыне. «Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь"» (2 Коринфянам 1:20). Для достижения этой цели, Иисус «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Галатам 4:4,5). Тем самым в точности исполнились его слова: 
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:17,18).

Это в полной мере перекликается и со словами апостола Павла, писавшего:
«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем… Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 3:31; 8:4. Сравните Галатам 3:19,22-25).


Закон был «утвержден», «исполнен» и «оправдан» посредством смерти и воскресения Иисуса. Если говорить непосредственно о субботе, то эта заповедь аналогичным образом «исполнилась», «оправдалась» (нашла свое осуществление) в лице Иисуса Христа. Она не была отменена, НО УСОВЕРШИЛАСЬ, сделав очевидной причину, по которой была дана Богом.

Точно так же, как Иисус лишь «однажды [умер за нас, став жертвенным агнцем] и приобрел вечное искупление», он раз и навсегда стал для нас и вечной «субботой», в которой мы находим духовный «покой» (Евреям 9:12,26; Матфея 11:28,29). Соответственно, как и относительно многих других предписаний Закона, для тех, кто пребывает в Христе, отпала и строгая необходимость в многократном исполнении буквального календарного субботнего дня.


«Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона… Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евреям 7:12,18,19).
«Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:7-13).

Согласно процитированным выше словам Писания, с появлением «лучшей надежды», основанной на искупительной жертве Иисуса Христа, настала «необходимость в перемене и закона». Какой закон пришел на смену «ветшающему»? Новый Завет называет его «законом Христа» (или «законом духа жизни во Христе Иисусе», «законом царским», «законом свободы») (Галатам 6:2; Римлянам 8:2; Иакова 1:25; 2:8-12).


«Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28. Сравните Галатам 2:16; Иоанна 1:17).

Поэтому озвученная выше претензия выглядит несостоятельной. Христиане не отменяют Четвертую заповедь, а соблюдают ее согласно духу Нового Завета – но не по «букве каменных скрижалей», а как «служители Нового Завета»


«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа… Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:2-6).
«Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве… Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 7:6; 8:4).

То, насколько важно служителям Бога иметь подобное понимание принципов, показал Иисус в своей Нагорной проповеди. В 5-й главе Матфея, начиная с 21 стиха, Иисус затрагивает некоторые положения из свода Десяти заповедей, подчеркивая заложенные в них намного более глубокие принципы, чем могли догадываться его слушатели. Далее, в 12-й главе Иисус показал важность правильного осознания Четвертой заповеди, когда речь зашла конкретно о субботе. Собственно, уже то, что Божий Сын вместе с учениками на пути в Галилею предпринял путешествие по «засеянным полям», а не оставался в этот день в доме, можно было расценить в качестве нарушения календарной субботы. Да и факт того, что его ученики проголодались настолько, что стали есть зерна пшеницы, указывает на длительность такого перехода в субботний день. Но Иисус четко показал приоритет духовного понимания смысла субботы над ее обрядовой стороной, когда напомнил ревнителям календарной субботы о примерах ее «нарушений» в храме:


«Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матфея 12:6-8).

Другими словами, так же, как Иисус «больше храма», он является и больше («господином») субботы. То есть, если в прошлом человек должен был подчиняться закону о субботе, то отныне над Божьими служителями есть больший Господин, «Господин субботы» – Иисус Христос.  Кроме того, обрядовая сторона закона о субботе не может иметь приоритета над духовными интересами человека, потому что, по словам Иисуса, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

В виду этого христианам довольно странно слышать упреки в свой адрес, будто бы они отказались от Четвертой заповеди. Это неправда! Наоборот, они ее приняли всем сердцем и неустанно пребывают в ней, «ибо закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). Но они пребывают в ней не один день в неделю, а постоянно, «день и ночь» (Откровение 7:15). Их вера в Христа – это и есть их суббота, которой они свято и неумолимо держатся (Матфея 11:28,29).




«Священники в храме нарушают субботу, однако невиновны»


Раскрывая точку зрения Бога, Иисус показал, что Бог не считает чем-то недопустимым, когда «в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны» (Матфея 12:5). Согласно закона, служение в храме должно было длиться не переставая, независимо от дня недели. Соответственно, священники и левиты, находясь в храмовом служении, формально нарушали обрядовый устав субботы. Но с точки зрения Господа, ни о каком нарушении субботы речь не шла, потому что священническое служение само по себе соответствовало духу и принципу Божьей субботы. Почему это так?

Внимательное отношение к Четвертой заповеди позволяет понять, что Бог указывал в субботний день не просто воздерживаться от всяческих дел, но посвящать это время богослужению. Так и было записано в законе:


«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание» (Левит 23:3).

Как видим, субботний покой находил свое проявление не в бездеятельности, а в духовных приоритетах, в служении Богу. Даже если бы евреи в этот день вообще ничего не делали, они бы не соответствовали указанию закона о субботе, если не посвящали себя в седьмой день духовному. Поэтому можно смело сказать, что для евреев субботний покой по закону представлял собой не просто период бездеятельности, но главным образом время служения Богу. Вот почему израильские священники в храме, по словам Иисуса, не были виновны в нарушении постановления о субботе, несмотря на то, что в этот день занимались активным физическим  трудом. Их храмовый труд в субботу (так же, как и во все другие дни) был направлен для совершения служения Богу, что само по себе означало их пребывание в субботнем «покое». Отсюда следует ясный вывод: с точки зрения закона, субботний покой – это, прежде всего, время совершения служения Богу!

Но какое отношение это имеет к христианам? Самое прямое. Вспомним, какое увещание в их адрес дается в Новом Завете:


«Как живые камни, устрояйте из себя дом духовныйсвященство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петра 2:5,9).
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? …Ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Коринфянам 3:16,17).
«Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Коринфянам 6:19).
«Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Коринфянам 6:16).

Христиане, ставшие «священством» и, по сути, самим «храмом»«представляют тела [свои] в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Римлянам 12:1). Как и в буквальном ветхозаветном Иерусалимском храме, они совершают священное служение Богу, и делают это ежедневно, независимо от дней недели. Причем, служение их намного более ценное, чем храмовое служение ветхозаветных священников (Евреям 10:1-4; 9:14). Но если даже иерусалимские священники, нарушавшие в храме устав субботы, не считались Богом нарушителями, то тем более «христианское священство», представляющее собой «храм Бога», не может «нарушать субботу», когда совершает служение Богу «день и ночь» (Сравните Откровение 7:15).

Поэтому, следуя словам Иисуса, высказавшегося в Матфея 12:5 непосредственно по вопросу субботы и священнического храмового служения, христиане, также представляющие собой «священство» и «храм», могут с полной уверенностью перед Богом продолжать свое служение, не переживая за некое нарушение устава календарной субботы. Служа Богу каждый день, они тем самым, подобно израильским священникам, уже пребывают в «субботнем покое». А потому к ним полностью применимы известные слова Иисуса:


«В субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны» (Матфея 12:5).



Суббота и Иисус (Матфея 11:28,29)



Следует обратить внимание на еще один важный момент. Десять заповедей представляют собой свод постановлений, которые можно условно разделить на две части:

Заповеди 1-4 обращают внимание человека на его взаимоотношения с Богом.
Заповеди 5-10 затрагивают отношения человека с ближним.

Если взять первую часть заповедей (с 1 по 4), то первые три касаются личности Небесного Бога. А вот 4 заповедь при внимательном рассмотрении выявляет свою прообразную мессианскую суть, что и делает ее заметно отличительной от всех других, представленных в Десятисловии. Почему можно так утверждать? Такое понимание предоставляют указания из Нового Завета.

Выше мы уже рассматривали случай с Иисусом, который дал четкое объяснение по вопросу субботы и невиновности в ее нарушении со стороны тех, кто совершает священное служение Богу. Этот пример приведен в самом начале 12-й главы евангелия от Матфея. Но что не менее важно, данному отрывку предшествуют известные слова Иисуса, сказанные им в конце предыдущей 11-й главы:


«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:28,29).

И именно после этих слов о «покое» во Христе евангельское повествование переходит к разъяснению Иисусом принципа субботы. Что же особенного в этих словах нашего Господа?

В 28 и 29 стихах Иисус использует родственные слова «ανάπαυσιν» и «αναπαύσω» (№№ Стронга 372 и 373). Эти слова означают «покой», «отдых», «отдыхать». Это те же самые слова, что представлены в ветхозаветных текстах, содержащих повеление о соблюдении субботы, например, в Исход 23:12; 31:15; 35:2; Левит 23:3; 25:2 и Второзаконие 5:14. Как видим, Иисус со всей определенностью применяет к себе известное библейское выражение «войти в покой», которое относилось к субботе (Псалом 94:11; Евреям 3:11,18,19; 4:1-11).

Примечательно и то, что Иисус, говоря «найдете покой душам вашим», использовал слово «ανάπαυσιν» («покой»), которое встречается и в схожем по фразеологическому построению указании о субботе из Левит 16:31: «Это суббота покоя [«ανάπαυσιν»] для вас, смиряйте души ваши». Таким образом Божий Сын подчеркнул свой статус истинной «Субботы», войдя и пребывая в которой, христианин сможет обрести подлинный покой своей душе.


Еще один важный момент. Говоря о правильном понимании принципа повеления о субботе, Иисус сказал следующие слова:


«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матфея 12:7,8).

Эти слова имеют дополнение у Марка:


«Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:27,28).

Итак, говоря о преобладании милости над жертвой, Иисус пояснил, что человек имел необходимость в субботе. И вот здесь следует вспомнить, что точно такую же цитату из Писания Божий Сын применил чуть ранее, в Матфея 9:12,13, когда сказал:


«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

В обоих случаях Иисус обращал внимание слушателей на один и тот же библейский принцип о милости, и на аналогичную потребность людей в помощи свыше. При этом в 12-й главе он указывает на субботу, как на способ такой поддержки. А в 9-й главе прямо говорит о себе, как о том, кто дает эту помощь. О чем это говорит? Данный в Ветхом Завете принцип субботы нашел свое подлинное отражение в личности Иисуса Христа. Истинный покой (прообразом которого служил субботний день), исцеление больного грехом человечества, теперь воплощены в Божьем Сыне. Другими словами, приходя к Иисусу, человек входит в «субботу». 

Этот момент важно понимать! Суббота служила лишь прообразом на тот «покой», который Бог намеревался предоставить человечеству в лице Христа. Вот почему Новый Завет говорит про «субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Колоссянам 2:16). В Евреям 8:5 и 10:1, где Новый Завет использует аналогичное фразеологическое построение об «образе и тени», четко поясняется смысл такого сравнения с указанием на исчезновение былой значимости некогда неотъемлемых по Закону положений. Колоссянам 2:16, применяя то же выражение и к субботе, не является исключением.

Вот почему христианам объясняется, что наблюдение предписанных законом священных дней теперь есть ничто иное как напрасное «возвращение к немощным и бедным вещественным началам» (Галатам 4:9-11).

Ветхий Завет называл субботу «знамением» между Богом и израильтянами (Исход 31:12-17; Иезекииль 20:12). В Новом Завете этим «знамением» и «посредником» между Богом и людьми стал Божий Сын (Матфея 12:38-40; 1 Тимофею 2:5; Евреям 8:6).

Иисус – Господин субботы (Матфея 12:8). Иначе говоря, он и есть истинная Суббота, в котором покой и вечное спасение сегодня находят миллионы христиан. И это позволяет глубже осознать принцип данной некогда Израилю Четвертой заповеди – она служила прообразом на мессианскую роль Христа, «предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» (1 Петра 1:20).




К Десятисловию не относится?


Хочется надеяться, что понимание этой важной библейской истины поможет тем верующим людям, что выступают за почитание календарной субботы, осознать трудный для них смысл слов Нового Завета, указывающих на отмену силы Закона. В целях оправдания своей точки зрения с их стороны можно услышать предположение, будто под отмененным Законом следует подразумевать т.н. «церемониальный» Закон, относящийся к обрядовой стороне иудаизма, но к Десятисловию (включающему в себя 4-ю заповедь о субботе) это не имеет отношения. Однако, обратим внимание на следующие слова Нового Завета, Римлянам 7:4-7:


«4 Так и вы, братия мои, УМЕРЛИ ДЛЯ ЗАКОНА телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, УМЕРШИ ДЛЯ ЗАКОНА, которым были связаны, МЫ ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ НЕГО, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, ЕСЛИ БЫ ЗАКОН НЕ ГОВОРИЛ: НЕ ПОЖЕЛАЙ».

Как видим, в вышеприведенном тексте Новый Завет говорит, что христиане «умерли для Закона» и «освободились от него». Какой Закон здесь подразумевается? 7-й стих дает однозначный ответ, когда в качестве примера приводит ничто иное, как 10-ю заповедь Десятисловия: «Не желай…» (Исход 20:17; Второзаконие 5:21). Вывод очевиден: «ветхая буква» закона, от которого «освободились» последователи Христа, включает в себя и Десять Заповедей.


Еще один текст, 2 Коринфянам 3:3-12 :


«3 Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, НЕ НА СКРИЖАЛЯХ КАМЕННЫХ, но на плотяных скрижалях сердца.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, НО ДУХА, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, НАЧЕРТАННОЕ НА КАМНЯХ, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже НЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ СЛАВНЫМ с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если ПРЕХОДЯЩЕЕ славно, тем более славно пребывающее.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением»

Во 2 Коринфянам 3:3-12, как и в предыдущем тексте, мы снова видим прямое указание на замену буквы Десятисловия духом Нового Завета. Какой Закон был «начертан на камнях»? (стихи 3,7) «Церемониально-обрядовый»? Никак. На каменных скрижалях было начертано исключительно и только Десятисловие. Теперь же Новый Завет называет его буквы «смертоносными» и «убивающими» (стихи 6,7). 

Кроме того, апостол Павел называет «служение духа» «более славным» и «преимущественным» в сравнении со служением «начертанного на камнях» (стихи 7-10). Он даже называет последнее «преходящим», т.е. тем, что должно быть заменено (стих 11). Чем заменено? Ответ - в 6-м стихе: «служением Нового Завета, духом» вместо букв каменных скрижалей. Тем самым Библия показывает, что христиане должны строить свои отношения с Богом не на основании «букв на каменных скрижалях», а на проявлении веры и глубокого понимания Бога и Иисуса Христа.

Таким образом, мнение будто отмененный Закон подразумевает собой все остальные заповеди, кроме тех, что содержит в себе Десятисловие, оказывается не соответствующим Библии. Как мы могли убедиться на основании указаний Священного Писания, буква Закона, потерявшая актуальность для христиан, включает в себя также Десятисловие, содержащему в себе и 4-ю заповедь о субботе.


В то же время стоит помнить другой важный новозаветный принцип, изложенный в Римлянам 13:8-10 -
«Ибо ЛЮБЯЩИЙ ДРУГОГО ИСПОЛНИЛ ЗАКОН. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЕМ СЛОВЕ: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ. Любовь не делает ближнему зла; итак ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА».

Тот же принцип подчеркнул и Иисус, когда упомянув две заповеди – «любить Бога» и «любить ближнего» – сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:36-40. Сравните Матфея 7:12;  Галатам 5:14). Увещая своих учеников, Иисус назвал это «новой заповедью»:


«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою […] Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанна 13:34,35; 15:12).
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4:21).

Тем самым Слово Бога поясняет, что истинной сутью заповедей Десятисловия является любовь. Если христианин старается делать любовь основой своих отношений с Богом и людьми, то в глазах самого Бога такой христианин исполняет Закон Десятисловия. А потому «закон буквы, …начертанный на камне» оказывается «преходящим», уступая место «закону духа», основой которого является любовь. 




«Остается субботство»



В Новом Завете практически нет указаний на необходимость для христиан соблюдать заповедь Закона о календарном субботнем дне. Если вооружиться библейской симфонией или исследовать древний новозаветный текст с помощью подстрочника, то мы обнаружим, что основная часть упоминаний субботы приходится на евангелия, где описываются события до Пятидесятницы 33 года н.э. – т.е. еще до образования христианского собрания. Иисус, который «подчинился закону», разумеется, был обязан исполнять абсолютно все предписания Закона, включая и календарную субботу, «чтобы искупить подзаконных» (Галатам 4:4; Матфея 17:17,18). 

Ряд упоминаний субботы мы встречаем также в книге Деяния, но опять-таки, они касаются проповеди подзаконным иудеям, встречавшимся в этот день в синагогах. Апостол Павел, зная эту особенность иудаизма, часто использовал ее, чтобы эффективно проповедовать последователям Моисеева Закона учение о Христе, когда те собирались вместе (Деяния 13:27,42,44; 15:21; 18:4). Поэтому, строго говоря, показать конкретный стих с указанием на необходимость непосредственно христианам соблюдать календарную субботу, не представляется возможным.


Тем не менее, можно услышать, пожалуй, единственный «новозаветный» аргумент в поддержку календарной субботы, и основывается он на словах апостола Павла из Евреям 4:9 –
«Посему для народа Божия еще остается субботство».

Что же в этом тексте имеется в виду?

Собственно, даже этот стих говорит не о «субботе» как таковой, а о «субботстве». И здесь следует знать, что само это слово - «субботство» (σαββατισμός, Номер Стронга: #4520) – больше нигде в Священном Писании не присутствует, - только в Евреям 4:9. А это означает, что апостол Павел имел в виду не просто известную из Закона календарную субботу, а некий принцип, связанный с заповедью о субботе. Что же это за принцип? Нет нужды впадать в предположения и догадки, так как четкий ответ на этот вопрос дается непосредственно в ближайшем контексте этого стиха, резюме которого и является Евреям 4:9. Давайте его рассмотрим…

С самого начала послания Евреям апостол Павел ведет речь о Божьем Сыне, на которого пророчески указывал святой дух. Начиная с Евреям 3:7, повествование предупреждает о необходимости полного послушания Богу и назначенному им Иисусу Христу:


«НЫНЕ, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне… Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в ПОКОЙ Мой» (Евреям 3:7-11).

Здесь апостол Павел цитирует Псалом 94:8-11 (Синодальный перевод), в котором внимание обращается на невозможность для Израиля из-за его неверия и непослушания войти в обещанный Богом «покой». Далее повествование переходит непосредственно на христиан:


  Евреям 3:12-15:
«12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
13 Но наставляйте друг друга КАЖДЫЙ ДЕНЬ, доколе можно говорить: "НЫНЕ", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: "НЫНЕ, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
[…]
Евреям 4 глава:
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в ПОКОЙ Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в ПОКОЙ мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в ПОКОЙ Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано О СЕДЬМОМ ДНЕ так: и почил Бог в ДЕНЬ СЕДЬМОЙ от всех дел Своих.
5 И еще здесь: "не войдут в ПОКОЙ Мой".
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет НЕКОТОРЫЙ ДЕНЬ, "НЫНЕ", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "НЫНЕ, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им ПОКОЙ, то не было бы сказано после того О ДРУГОМ ДНЕ.
9 Посему для народа Божия еще ОСТАЕТСЯ СУББОТСТВО.
10 Ибо, кто вошел в ПОКОЙ Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в ПОКОЙ оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Эти слова дают четкое объяснение, о каком «субботстве» вел речь апостол Павел в Евреям 4:9. В процитированном тексте напрямую связываются между собой понятия «седьмой день», «покой» и «день "ныне"». Но если упоминания о «седьмом дне» и «покое» мы неоднократно встречаем в том же Ветхом Завете, то в отрывке Евреям 3:7 – 4:8 внимание последователей Христа обращается на некий новый «день». О нем говорится как о «другом дне», «некотором дне» и «дне "ныне"». Но что более важно, в Евреям 3:13 и 4:7-9 об этом дне сказано так:


«Но наставляйте друг друга КАЖДЫЙ ДЕНЬ, доколе можно говорить: "НЫНЕ"» 
«То еще определяет НЕКОТОРЫЙ ДЕНЬ, "НЫНЕ", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "НЫНЕ, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". Ибо если бы Иисус Навин доставил им ПОКОЙ, то не было бы сказано после того О ДРУГОМ ДНЕ.Посему для народа Божия еще ОСТАЕТСЯ СУББОТСТВО».

Как можно увидеть, для христиан «определяется некоторый день», который именуется «НЫНЕ». Согласно Евреям 3:13, этот день «НЫНЕ» длится не раз в неделю, а «КАЖДЫЙ ДЕНЬ»! Почему каждый день? Это следует из самого слова «ныне». В древнем тексте в данном месте стоит греческое слово σήμερον (Номер Стронга: #4594), что буквально означает «сегодня» или «сей день». Так, это же слово мы вновь встречаем далее по тексту, в Евреям 13:8, где говорится: «Иисус Христос вчера и СЕГОДНЯ и во веки Тот же». Или, например, в известной молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на СЕЙ ДЕНЬ» (Мафтея 6:11).


Именно в таком буквальном своем значении – «СЕГОДНЯ» – передано греческое слово «σήμερον» во многих других переводах, как это видно на примере Евреям 4:7 –

«то Бог опять назначил определенный день, «сегодня», спустя долгое время провозгласив об этом через Давида, как уже было процитировано выше: «Сегодня, если услышите Его голос, то не ожесточайте ваших сердец» (Новый русский перевод).

«то Бог снова назначил некий день – «Сегодня», как Он, спустя столько времени, сказал в том псалме Давида, что приводился выше: «Сегодня, если голос Его слышите, сердец не делайте упрямыми» (Современный перевод РБО).

«Он снова определяет некий день: "сегодня", говоря чрез Давида после столь долгого времени, как выше сказано: Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших» (Перевод Еп. Кассиана).

«Тогда Бог опять установил определённый день – «сегодня». Много лет спустя Он говорил об этом устами Давида, как уже было сказано: «Если вы сегодня услышите голос Божий, то не упрямьтесь» (Библейской Лиги ERV).

«Бог установил определённый день – "сегодня". Много лет спустя Он говорил об этом устами Давида, как уже было сказано: "Если вы сегодня услышите голос Божий, то не упрямьтесь"» (Cовременный перевод WBTC).

«И тогда Он, правда, далеко не сразу, словами Давида определяет новый день – «сегодня». Как сказано выше: «Слушайте Его голос! Сегодня не будьте упрямы...» (Русского Библейского Центра).

«Поэтому Бог назначил определенный день – "Сегодня", – спустя долгое время провозгласив об этом через Давида, как уже говорилось: "Если вы сегодня услышите Его голос, то не ожесточайте ваших сердец" (Слово Жизни).

«Но Бог назначает новый день – «сегодня» – и спустя столь долгое время говорит через Давида, как уже было сказано: «Сегодня, если услышите голос Его, не ожесточайте сердец ваших» (Перевод Десницкого).

«Бог снова определяет некий день, «сегодня», говоря через Давида по прошествии столь долгого времени, как уже сказано выше:«Если сегодня услышите голос Его, не ожесточайте сердца ваши» (Открытый перевод).


«Он вновь определяет конкретный день, "сегодня", говоря позже через Давида в вышеприведённом отрывке: "Сегодня, когда вы услышите голос Бога, не ожесточите сердца своего"» (Еврейский Новый Завет).

«то Бог снова устанавливает день "сегодня", возвещая после такого долгого времени через Давида, как уже только что было сказано: "Сегодня, когда вы услышите голос Его, не отвердите сердец ваших!"» (Библия Германа Менге).

«то Всевышний опять назначил определённый день, «сегодня», для вхождения в покой, спустя долгое время после событий в пустыне, провозгласив об этом через Давуда, как уже было процитировано выше: «Сегодня, если услышите Его голос, то не ожесточайте ваших сердец» (Смысловой перевод).

«Он опять определяет некий день, «сегодня», говоря в Давиде после столь долгого времени, как Он и раньше говорил: «Сегодня, если услышите Его голос, не ожесточите ваши сердца» (Восстановительный перевод).

Исключением в этом отношении является Синодальный перевод, а также перевод под редакцией Кулаковых, где вместо буквального значения «сегодня» использовано менее определенное по смыслу «ныне».


Добросовестное исследование библейского текста позволяет обратить внимание на еще одну важную особенность рассматриваемого нами отрывка. Как мы помним, в Матфея 11:28,29 Иисус олицетворял себя с истинным «покоем» для Божьих служителей. В то же время в Евреям 3:11,18,19 и 4:1,3,5,6,10,11 приводится мысль о «ВХОЖДЕНИИ в покой», сначала применимо к Израилю, а потом и к христианам. Во всех этих стихах слово «войти» в древнем тексте представлено греческим словом «εἰσέρχομαι» (Номер Стронга: #1525). Это же слово Иисус применил к себе, когда учил своих слушателей «ВХОДИТЬ через него» для спасения: 
«Истинно, истинно говорю вам, что Я ДВЕРЬ овцам… Я есмь ДВЕРЬ: кто ВОЙДЕТ МНОЮ, тот спасется» (Иоанна 10:7,9).

Иисус олицетворяет себя с истинным «покоем» и «дверью», в которую необходимо «войти» каждому, кто желает получить спасение. Так же и в Евреям 4:3,10,11 о христианах говорится, что для спасения им необходимо ВОЙТИ В ПОКОЙ:
«А ВХОДИМ В ПОКОЙ мы уверовавшие… Ибо, кто ВОШЕЛ В ПОКОЙ ЕГО, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся ВОЙТИ В ПОКОЙ оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Вывод очевиден: Иисус является образной «дверью», тем самым «покоем», войти в который следует для спасения. Через него предоставляется единственный путь, ведущий к Богу и вечной жизни: 
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6. Сравните Римлянам 5:2; Ефесянам 2:18; Евреям 10:20).


Итак, рассмотренный нами текст Послания к Евреям 3:7 – 4:11 открывает важную истину: Календарная суббота сама по себе была лишь «тенью», прообразом на истинный «покой» Бога, его «седьмой день» (Колоссянам 2:16,17; Евреям 4:3-5). Для христиан древняя заповедь о субботнем покое приобретает намного более глубокий смысл, так как ее главная суть кроется не в почитании «тени», какого-то отдельного календарного дня, а в необходимости ПОСТОЯННОГО ЕЖЕДНЕВНОГО пребывания в Божьем «покое», возможном только через принятие Иисуса Христа (Матфея 11:28,29; Марка 2:27,28).

Для христианина его «покой» подразумевает успокоение от суетных, «мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евреям 9:14. Сравните также Римлянам 6:6; Ефесянам 4:22-31; Колоссянам 3:5-10). Тот, кто хочет всегда пребывать под Божьим благословением, должен «войти в покой Бога» и уже больше не выходить из него никогда (Евреям 4:3,10,11). Такой «покой» для христиан длится не раз в неделю, а «каждый день» (Евреям 3:13). Находясь в этом покое Бога, они «служат Ему день и ночь в храме Его» (Откровение 7:15). По этой причине этот «некоторый день», или «другой день», называется «днем "Сегодня"» ["Ныне", Синод. пер]. Это подразумевает, что христианин должен ежедневно, всегда ощущать себя в состоянии духовного покоя в Боге (Евреям 4:7,8). Для ученика Христа день субботний – это «день Сегодня» (Евреям 3:13 и 4:7).

А потому если и говорить о календарной «субботе», то для христианина каждый день календаря является такой «субботой»; он каждый день пребывает в «субботе покоя», не имея никакого основания для выхода из нее. Вот почему апостол Павел пишет: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евреям 4:9).


Итак, вопрос: Чту ли я «субботу»?

Ответ: Да, я чту «субботу». Но не «субботу-тень», а субботу-«тело» (Колоссянам 2:16,17). Не субботу календарную, а истинную субботу во Христе (Матфея 11:28,29; Марка 2:27,28). В этой духовной субботе покоя я нахожусь не один лишь день в неделю, а «каждый день» (Евреям 3:13; Откровение 7:15). Я чту ее как день, который для христиан назван «днем "Сегодня"» (Евреям 4:7). Пребывая в этом дне, я остаюсь в непрерывном «субботствовании» (Евреям 4:9).




1 комментарий:

  1. Бог давным-давно предупредил, что он отменит закон Моисея.

    Иеремия 31:31-33
    Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

    ОтветитьУдалить

НОВЫЙ АДРЕС САЙТА "В СВЕТЕ БИБЛИИ"

Уважаемые   посетители блога! Хочу сообщить о новом адресе моего авторского сайта «В свете Библии». Теперь все новые работы будут публиковат...