БОГ СОЗДАЛ ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ ЕЕ УНИЧТОЖИТЬ?
«СГОРЯТ» ИЛИ «ОБНАРУЖАТСЯ»?
В КАКОМ СМЫСЛЕ «БУДУТ НАЙДЕНЫ»?
"СТИХИИ РАЗРУШАТСЯ"
НОВОЕ НЕБО И НОВАЯ ЗЕМЛЯ
«НЕБЕСА И ЗЕМЛЯ» ДО ПОТОПА
НЕ НОВАЯ ПЛАНЕТА, А ПРЕВРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ В РАЙ
Накануне, проходя мимо баптистской церкви, откуда выходили люди, видимо, после окончания богослужения, я обратился к одному из них с вопросом: "Какое будущее, по Вашему мнению, ждет нашу землю?" Ответ быть следующим: "Земля сгорит, а все христиане будут забраны Богом на небо". В подтверждение своим словам собеседник сослался на 2 Петра 3:10 – «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
Я не стал поднимать вопрос точности данного перевода, а обратил внимание человека на слова Иисуса из Нагорной проповеди - «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5). После чего спросил: «Возможно ли, чтобы Иисус и Петр друг другу противоречили?»
В ответ собеседник озвучил предположение, мол, возможно, Бог уничтожит нашу землю, а потом сотворит другую планету, на которую всех и переселит. В свою очередь, я напомнил, что Иисус в этом месте не говорил ничего нового, а всего лишь кратко повторил сказанное в Псалме 36:9-11,29 (Синодальный перевод), откуда видно, что речь идет о наследовании той самой земли, на которой мы сейчас и живем (Сравните Притчи 2:21,22).
Последовавшая реакция человека меня крайне удивила – он резко остановился, развернулся и пошел в обратную сторону, бросив напоследок: «Я не хочу больше с вами разговаривать!»
На том и расстались…
Эта история в очередной раз подтвердила важность четкого и точного удостоверения в том, во что ты веришь. И почему ты веришь именно так, а не иначе! Недостаточно просто быть верующим в Бога человеком. Недостаточно воспринимать Библию в качестве Божьего Слова. Недостаточно просто читать это Слово, пусть даже регулярно. Недостаточно иметь какие-то сложившиеся религиозные взгляды. Важно, чтобы твои взгляды находились в точном согласии с тем самым Словом Бога, которое ты уважаешь, читаешь и которому, возможно, желаешь следовать! Примером тому служат напоминания Библии из Деяния 17:11 и 1 Фессалоникийцам 5:21.
БОГ СОЗДАЛ ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ ЕЕ УНИЧТОЖИТЬ?
Действительно, читая некоторые места Писания в Синодальном переводе, может сложиться впечатление, будто бы Господь предопределил для земли ее полное уничтожение. С другой стороны, Библия уверяет: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Псалом 103:5. Сравните Екклесиаст 1:4).
Также и в другом месте Псалмов говорится, что Бог «поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет» (Псалом 148:6).
В свою очередь возникают вопросы:
Если после завершения творения земли «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма», то зачем Богу уничтожать созданную им же самим совершенную красоту? (Бытие 1:31)
Если «все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить», то разве может являться исключением из Божьих дел созданная им земля? (Екклесиаст 3:14).
Наоборот, о цели сотворения им земли сам Бог говорит следующее:
«Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Псалом 113:24).
«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Исаия 45:18).
Но если представить, будто Господь все-таки решит уничтожить созданную им самим землю, получится, что приведенное выше уверение Бога оказалось несостоятельным. Выходит, что, хотя Создатель и предопределил земле цель быть местом обитания людей, но осуществить ее он так и не смог? Возможно ли в такое поверить?
Наоборот, согласно Писания, Бог "погубит губивших землю", т.е. тех, кто причинял вред земле (Откровение 11:18). Более того, Библия обещает, что вся земля преобразится в цветущий прекрасный райский сад, подобный тому, который изначально был создан Богом (Бытие 2:8,9). И тем самым в полной мере осуществится первоначальное намерение Создателя, которое он дал еще первым людям, поселив их «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). Таким образом Господь исполнит свой замысел относительно земли и людей, который определил еще на заре человечества:
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19).
Этот замысел относительно всей земли Бог осуществит через своего Сына, Царя Иисуса Христа. Причем, это будет всё та же земля, на которой сейчас живут люди. Но земля, очищенная от зла и последствий греха:
«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Исаия 25:8).
«И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Исаия 60:21).
«И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид [т.е. Царь-Иисус] будет князем у них вечно» (Иезекииль 37:24-27; Сравните Иез. 34:24-27).
«Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Псалом 71:7,8).
Последние слова напрямую перекликаются с уже рассмотренными выше заверениями из Псалма 36:29 и Матфея 5:5. Иисус, как Царь, будет обладать всей землей, что принесет множество благословений праведникам, которые под его правлением смогут «наследовать землю».
«СГОРЯТ» ИЛИ «ОБНАРУЖАТСЯ»?
Тем не менее, как быть с упомянутыми ранее словами Петра о том, что «земля и все дела на ней сгорят»? (2 Петра 3:10) Синодальный перевод, из которого и процитирована данная фраза, к сожалению, не совсем точно передает значение этого текста. Если мы заглянем в наиболее ранние новозаветные рукописи (например, Синайский и Ватиканский кодексы, IV век), то увидим, что в них стоит греческое слово "εὑρεθήσεται" (Номер Стронга 2147), что буквально означает «будут найдены», «обнаружится», а вовсе не «сгореть». (К слову сказать, слово «эврика» ("εύρηκα"), или «Нашел», ставшее знаменитым благодаря открытию Архимедом гидростатического закона, является однокоренным с "εὑρεθήσεται").
2 Петра 3:10 в Синайском кодексе:
2 Петра 3:10 в Ватиканском кодексе:
Лишь в более поздних копиях новозаветных рукописей вместо выражения "εὑρεθήσεται" («обнаружится») начинает появляться другое слово - "κατακαήσεται" («сжигать», Номер Стронга 2618), которое впоследствии и было использовано некоторыми переводчиками в своих изданиях Библии. Синодальный перевод также применил эту позднюю коррекцию новозаветного текста.
2 Петра 3:10 в Александрийском кодексе:
Интересно, что еще одно однокоренное слово "ευρεθηναι" апостол Петр использует в той же 3-й главе чуть ниже – в стихе 14. Оно означает «находить». В Синодальном переводе данное слово так же пропущено, но если читать этот текст согласно написанному в древнем тексте, то смысл будет следующим:
«Поэтому, возлюбленные, ожидая этого, делайте все возможное, чтобы Он нашел вас незапятнанными, непорочными и живущими в мире» (2 Петра 3:14, Новый русский перевод).
2 Петра 3:14 в Александрийском кодексе:
Тот же пример использования данного выражения мы видим, когда читаем в 1-й главе Евангелия от Иоанна, как «находились» первые ученики Иисуса (Иоанна 1:41,43,45).
Итак, исследование первоисточников побуждает сделать вывод: в наиболее ранних новозаветных рукописях, содержащих отрывок 2 Петра 3:10, отсутствует выражение «сгорят». Вместо него применимо к земле и ее делам мы встречаем слово «найдены» (или «обнаружены»).
Мы можем сравнить, как данный отрывок звучит в других переводах Библии:
«…земля, и все дела на ней будут обнаружены» (Новый русский перевод).
«…земля и дела на ней будут найдены» (Одинцов-Белинский. Буквальный перевод Нового Завета).
«…все земные дела на земле обнажатся» (Перевод Гелия Вишенчука).
«…будут обнажены» (New International Version).
«…будут выставлены» (English Standard Version).
«…будут раскрыты» (Christian Standard Bible).
«…будут раскрыты» (Holman Christian Standard Bible).
«…будут выставлены» (International Standard Version).
«…будут обнажены» (NET Bible).
«…будут раскрыты» (New Heart English Bible).
«…должны быть обнаружены» (Aramaic Bible in Plain English).
«…будут выставлены» (GOD'S WORD® Translation).
Однако, как понять, что земля и ее дела в День Суда будут найдены, или обнаружены? Почему к ним применено такое выражение?
В КАКОМ СМЫСЛЕ «БУДУТ НАЙДЕНЫ»?
Греческое слово "εὑρεθήσεται" подчеркивает выявление факта чего-либо (Сравните Матфея 1:18; Римлянам 7:21). «Это слово часто используется для обозначения моральных суждений по поводу характера, передает идею обнаружения или открытия» («Лингвистический и экзегетический ключ», Роджерс). В 1 Петра 3:10 оно указывает на важную особенность: приход Господа для Суда над греховным миром выявит и сделает очевидными для всех и для каждого всю меру преступлений существующей системы и тяжесть ее грехов перед Богом. Ее нечестивые дела будут раскрыты и предъявлены в качестве ее вины, что станет основанием для вынесения ей сурового Божьего приговора. Именно в таком смысле о земле и ее делах говорится, что они будут «найдены» («обнаружены») Богом.
Показательно, что выражение "εὑρεθήσεται", а также иные морфологические формы от слова "εὑρίσκω", широко используются Библией при описании судебных действий по выявлению вины осуждаемого (Сравните Матфея 26:60; Марка 14:55; Луки 6:7; 23:2,4,14,22; Иоанна 18:38; 19:4,6; Деяния 4:21; 13:28; 23:9,29; 24:5,12,20). То же слово мы встречаем в Даниила 5:27, где о царе Валтасаре, которому Бог выносит судебный приговор, говорится: «Ты взвешен на весах и найден очень легким».
Эти же формы слова используются в евангелиях, когда Иисус говорит о своем будущем приходе и оценке духовного положения тех, кто называет себя «христианами»:
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8).
А также:
«Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так» (Матфея 24:46).
Или:
«Чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Марка 13:36. Сравните Луки 12:37,38,43).
В том же ключе Писание применяет это слово в 1 Коринфянам 4:2, где подчеркивается, что христиане должны быть «найдены верными» (буквальный перевод текста). В 1 Петра 2:22 и Откровении 14:5, соответственно, по отношению к Иисусу и к его небесным собратьям Библия использует схожие фразеологические построения с тем же словом, указывая, что в их устах «не было найдено» лукавства или хитрости (буквальный перевод текста). (Сравните также 2 Петра 3:14; 2 Иоанна, 4).
И наоборот, человек может быть «найден» Богом в качестве неверного или утерявшего основания для милосердия. Именно в таком смысле это слово используется в Деяния 5:39, когда учитель Гамалиил предупреждает членов Синедриона, чтобы те «не были найдены богопротивниками» (буквальный перевод текста). Подобным же образом данное выражение используется в 1 Коринфянам 15:15; 2 Коринфянам 5:3; 9:4; 12:20; Галатам 2:17; Откровение 2:2; 3:2; 18:24.
Рассматриваемое нами сообщение из 1 Петра 3:10 перекликается с принципом из 1 Коринфянам 3:13, где мы читаем следующее:
«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть».
Библия часто использует образ огня в значении испытания, позволяющего выявить чьи-либо истинные мотивы и состояние сердца (Псалом 65:10; Притчи 17:3; Исаия 48:10; Иеремия 9:7; Малахия 3:2,3; Откровение 3:18). Апостол Петр также упоминает огонь в этом смысле (1 Петра 1:7; 4:12). Бог, перед которым «все обнажено и открыто перед очами Его», решительно разоблачит истинную сущность существующей системы, ее грехи и преступления, определив ее на суд и справедливое наказание (Евреям 4:13).
«Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Исаия 26:21).
«Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матфея 10:26).
«…земля с ее делами будет признана виновной» (Перевод РБО).
«…земля с делами людскими будет предана суду» (Заокский перевод).
«…будут признаны заслуживающими суда» (New Living Translation).
«…будут видны, каковы они есть» (Contemporary English Version).
"СТИХИИ РАЗРУШАТСЯ"
Во 2 Петра 3:10 мы также встречаем указание на то, что «стихии, разгоревшись, разрушатся». Что это за «стихии»? Некоторые считают, что под ними подразумеваются некие природные, стихийные силы. Однако, Библия предоставляет иное объяснение этому выражению.
Греческое слово «στοιχεια» (№ Стронга, 4747), представленное в Синодальном переводе как «стихии», буквально означает «основы», «основная идея», «принципы». Это же слово мы встречаем в ряде других новозаветных мест:
«Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира… Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Галатам 4:3,9).
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу… Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений» (Колоссянам 2:8,20).
«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия» (Евреям 5:12).
Как можно убедиться, во всех новозаветных местах, где используется слово «στοιχεια», оно связано вовсе не с некими природными явлениями, а с понятием основополагающих идей, по которым живет греховный мир (В Евреям 5:12 тот же принцип относится уже к основам библейских учений). Разумеется, что этот же смысл данное выражение отражает и во 2 Петра 3:10,12, подразумевая уничтожение в День Суда всех безбожных и греховных учений и принципов, которыми руководствовалось отчужденное от Бога человечество. В 12 стихе о них говорится, что они «растают» (буквально – «расплавятся»), выявив свою полнейшую несостоятельность.
НОВОЕ НЕБО И НОВАЯ ЗЕМЛЯ
Как же в таком случае понимать уверение апостола Петра в том, что Бог замыслил новые небо и землю? (2 Петра 3:13). Не говорит ли это о том, что воля Господа все-таки в том, чтобы уничтожить существующую землю и создать совершенно новую? Нет, такое мнение не соответствует истине. И вот почему.
«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13).
Читая данные слова, видимо, не все понимают, что апостол Петр не говорил здесь что-то необычное или новое. Он всего лишь повторил ожидание из известного пророчества Исаии, записанного за несколько столетий до апостольских времен:
«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Исаия 65:17,18; 66:21).
Исаия не просто записал пророчество о будущих новых земле и небе, но сразу же предоставил его объяснение: под новым небом подразумевается обновленный Иерусалим, а не буквальные небеса; а под новой землей – обновленный народ, а не буквальная новая планета. При этом мы вспоминаем, как описывается исполнение этого пророчества Исаии в завершающих главах другой пророческой книги – Откровение:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откровение 21:1-3).
Как и у Исаии, сразу же после упоминания новых небес и земли, апостол Иоанн уточняет, что увидел новый небесный Иерусалим, а также новый народ (Откровение 21:10,24). По сути, это классический пример того, как Библия, используя пророческие образы, объясняет сама себя. Понимая этот библейский принцип, не остается вопросов относительно других подобных мест Писания, в которых говорится о новых небесах и земле.
Стоит помнить, что Библия достаточно часто применяет выражение «земля», подразумевая под ним не саму планету, а непосредственно населяющее ее человеческое общество. Например, в Малахия 3:12 говорится:
«И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».
(Сравните Бытие 6:11,12; Второзаконие 32:1; 1 Царств 17:46; 1 Паралипоменон 16:23,31; Псалом 32:8; 65:1,4; 75:9; 95:1,9; 97:4; 99:1,2; Иеремия 6:18,19; 22:29).
В той же книге Откровение 13:3,4 мы читаем:
«И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
В упомянутых библейских стихах «земля», может быть растленной, удивляться, поклоняться, веселиться, торжествовать, петь и говорить, что, разумеется, подразумевает под ее образом людские массы. При этом в Откровение 13:3,4 речь идет непосредственно о нечестивом человеческом обществе, отвергающем власть Бога. Неудивительно поэтому, что в Откровение 20:11 мы читаем о конечном результате такого нечестивого выбора:
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Сравните Матфея 24:35).
Если под «землей» подразумевается человеческое общество, то что тогда понимать под «небом»? В Библии небеса зачастую символизируют высшую власть, либо применительно к Всемогущему Богу, либо к властям человеческим (Псалом 102:19; Даниила 4:23; Иоанна 19:11; Откровение 4:2). Так, в Римлянам 13:1 говорится:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти…» (1 Петра 2:13).
В то же время Писание указывает, что «весь мир лежит во власти лукавого» (1 Иоанна 5:19, Новый русский перевод). Та же мысль подчеркивается в Луки 4:6; Иоанна 12:31; 2 Коринфянам 4:4. В прообразном виде в Исаия 14:12-14 описано стремление Сатаны иметь обширную власть над миром, управляя им с неба «подобно Всевышнему». В этой связи становится понятным, почему в Ефесянам 6:12 говорится, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Фраза «поднебесной» в древнем тексте представлена греческим словом "ἐπουράνιος" (№ Стронга 2032), что буквально переводится как «небесный», «живущий на (в) небе». Таким образом, Библия называет Сатану и его демонов буквально «небесными правителями» этого мира (Сравните Даниила 10:13,20).
В Колоссянам 2:15 мы читаем, что благодаря смерти Христа, Бог «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору». В дальнейшем Христос полностью и окончательно «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу», под которыми подразумеваются как видимые, так и невидимые формы правления в богопротивящимся мире (1 Коринфянам 15:24). Вплоть до совершения Божьего Суда Сатана и демоны, как властители нечестивой системы, будут пытаться управлять настроем человечества, формируя его в непокорности Богу, как на это указывают слова из Откровения 16:14 -
«Это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Сравните Откровение 13:2).
На основании вышеприведенных указаний Священного Писания можно увидеть, что под «небесами», которые придут к своему концу, Библия подразумевает не буквальную небесную или даже космическую сферу, а те формы правления, которые противятся власти Истинного Бога (Сравните Откровение 12:12). Вместо того, чтобы признавать верховную власть Создателя, эти «небеса» утверждают собственную власть над «землей» - остальным человеческим обществом. Ввиду своей непокорности они будут уничтожены Господом навсегда.
«НЕБЕСА И ЗЕМЛЯ» ДО ПОТОПА
Обратим внимание на слова апостола Петра в начале его 3-й главы:
«Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петра 3:5-7).
Говоря об уничтожении «небес и земли» в грядущем Дне Суда, Петр сначала упоминает известные события, приведшие к уничтожению допотопного мира. Здесь мы видим важную деталь: Петр говорит, что «тогдашний мир погиб», после чего называет «небеса и землю» уже «нынешними». То есть апостол разделяет «небеса и землю» до потопа, от «небес и земли» после потопа. В каком смысле нужно понимать слова Петра?
Если думать, что в потопе погибли буквальные «небеса и земля», то как это произошло в реальности? Разумеется, что буквальная земля не была уничтожена. Да и буквальное небо осталось таким же. Ни планеты, звезды, ни Луна, ни Солнце не были уничтожены. Наказание Бога постигло только живых существ в пределах земли.
Ответ мы находим в 6-й главе книги Бытие. С самых первых строк перед нами раскрывается картина умножающегося беззакония и насилия среди людей. Основной причиной тому стало влияние демонов на человеческое общество, в ходе которого злые ангелы открыто действовали в допотопном мире. В результате на земле стали появляться новые существа – исполины (нефилимы, т.е. «сбивающие»), утверждавшие свою власть среди людей насилием и жестокостью.
В Бытие 6:11-13 мы читаем:
«Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».
Как видим, Библия олицетворяет с «растленной землей» все разумные существа, выбравшие путь нечестия и беззакония. Бог решает уничтожить эту «землю», хотя контекст ясно показывает, что уничтожена будет не буквальная планета, а лишь живые существа. Именно в таком смысле Бог во дни Ноя осуществил «опустошение земли» (Бытие 9:11; 7:23; 8:21). Во дни Ноя были уничтожены и символические «небеса» того мира, представленные властью демонов и их исполинов (1 Петра 3:19,20; 2 Петра 2:4,5; Иуды 1:6).
Показательно, что после потопа Бог дает обещание больше не уничтожать всего живущего, как он это сделал в дни Ноя:
«И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:21,22. Сравните Исаия 54:9).
Даже исходя из одного лишь этого обещания Бога видно, что в его намерения не входит уничтожение планеты как таковой. Создатель «не будет больше проклинать землю» и не станет губить «все живущее», включая животный мир, как это было осуществлено им в потопе. Наоборот, для буквальной земли он предусмотрел вечное существование.
На основании вышеперечисленных указаний Библии мы вновь приходим к выводу, что слова апостола Петра об «ожидании нового неба и новой земли» подразумевают не замену существующей планеты и звезд некой новой планетой или даже вселенной (2 Петра 3:13). Ведь и упомянутая гибель «тогдашнего мира» во дни Ноя в действительности не означала буквальной гибели всей планеты и неба. Таким же образом и указание на гибель «нынешних небес и земли» подразумевает лишь «погибель нечестивых человеков» (2 Петра 3:7). В определенном смысле, новый мир будет представлен уже «третьими небесами и землей», т.е. непосредственно Божьим небесным правлением (Божьим Царством во главе с Христом) и новым земным обществом Божьих служителей, на что и указывал Иисус в Матфея 5:5 (Сравните 2 Коринфянам 12:2-4).
НЕ НОВАЯ ПЛАНЕТА, А ПРЕВРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ В РАЙ
Рассмотрим еще один момент, проясняющий замысел Бога относительно нашей земли. Говоря о будущей награде для кротких людей Библия поясняет, что Божья воля заключается в преобразовании, очищении от зла той самой земли, на которой мы сейчас живем. Иными словами, Создатель не будет уничтожать нашу планету, но изменит ее. При этом можно вспомнить слова из самой известной молитвы «Отче наш», где Иисус учит нас возлагать свою надежду так:
«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфея 6:10. Сравните Псалом 84:11,12).
Из этих слов видно, что служители Бога должны ожидать прихода Божьего Царства для того, чтобы с его помощью воля Бога начала в полной мере осуществляться «и на земле», так же, как она все это время осуществляется на небе. Здесь нет и намека на то, что земля должна быть уничтожена. Ведь если бы это случилось, тогда бы в словах Иисуса терялся смысл! Но земля изначально создавалась Богом для вечной и прекрасной жизни на ней человечества. И это намерение Бога не может оказаться не исполнившимся!
«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Исаия 45:18).
Рассмотренный ранее пример Ноя служит тому подтверждением. «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого», - предупредил Иисус. Ной и его семья были укрыты Богом в ковчеге, а все непослушные Богу оставлены для наказания. В результате Ной пережил наказание Бога для нечестивых грешников и остался на той же самой земле, но уже без злых людей. По тому же принципу Бог будет спасать и своих верных служителей в День гнева, «укрыв на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Исаия 26:20,21).
Так, в Иезекииля 39:8-16 Библия пророчески описывает процесс очищения земли после уничтожения Богом нечестивой системы. В этом процессе, который будет длиться не один год, примут участие пережившие Армагеддон земные служители Бога. «И так очистят они землю», - говорит Библия (Иезекииля 39:12,16; Сравните Второзаконие 32:43).
Превращение погубленной земли в райский сад! (Сравните Втор.11:10-15). Пс.64:9-13; 103:5,30; 106:35-38; Ис.35:1,2,6,7; 41:18-20; 55:13; 61:4; Иез.34:26-29; Иоиль 2:23; Амос 9:14,15; Мал.3:11,12).
Безопасность и мир! Пс.45:9-11; 71:7,8; 143:13-15; Ис.11:9; 16:4,5; 29:20,21; 32:16-18; 33:6,18,19; 66:5,8; Иез.28:26; 34:27-29; Ос.2:18; Амос 9:15; Мих.4:4; Соф.3:12,13; Отк.21:4.
Мир с животными! Ис.11:6-9; 35:9; 65:25; Иез.34:25,28; Ос.2:18.
Обилие пищи! (Сравните Втор.11:14,15; Неем.9:21). Пс. 64:9-13; 66:7; 71:16; 80:17; 84:13; 103:13-16; 106:35-38; 125:5,6; 127:1,2; 131:15; 135:25; 143:13; 144:15,16; 145:7; Ис.25:6; 30:23,24; 51:14; 65:21,22; Иез.34:26,27,29; 36:29,30; Иоиль 2:19,22-24,26; Амос 9:14,15; Зах.8:12; Мал.3:11,12.
Прекрасные дома! Пр.14:11; Ис.65:21-23; Иез.28:26.
Совершенное здоровье! (Сравните Неем.9:21). 4Цар.5:1-3,14,15; Пс.102:3; 127:3,4; 143:12; 145:8; Пр.11:28; Ис.32:3,4; 33:24; 35:5,6; Мф.11:5,6; 15:30,31; Отк.21:4.
Возвращение молодости и сил! Иов 33:25; Пс.102:4,5; Ис.65:20.
Вечная жизнь и отсутствие смерти! Иов 33:24,25; Пс.21:27; 26:13; 36:3,27-29; 102:3,4; 114:8; 117:17; Пр.10:25; 12:28; Ис.25:8; 65:22; Ос.13:14; Ин.3:16; 10:10,28; 17:2; Рим.6:23; 1Кор.15:26; 1Тим.6:12; Титу 1:2; 3:7; 1Ин.2:25; 5:11; Отк.20:14; 21:4.
Воскрешение умерших к новой жизни! Иов 14:13-15; 19:25; Пс.9:19; 26:13; 33:23; 48:16; 114:8; 115:6; Пр.14:32; Екк.3:15; Ис.26:19; Иез.18:5,9; Дан.12:1,2,13; Мр.12:26,27; Ин.5:25,28,29; 6:39,40,47; 11:23-26; Деян.24:15; Рим.14:9; 1Кор.6:14; 15:21,22,26,32; Фил.3:11; 2Тим.4:1; Евр.11:17-19,35; Отк.20:12-14.
P.S. Библия подтверждает наличие двух различных предназначений, данных Господом для своих служителей. Так, например, об одной группе христиан говорится, что они будут иметь исключительно небесное пребывание и притом вечное. Они будут пребывать с Господом на небе, а не на земле (Иоанна 12:32; 14:2,3; 17:24; 2 Коринфянам 4:14; 5:1,2,8; Ефесянам 2:5,6; Филиппийцам 3:20; Колоссянам 1:5; 1 Фессалоникийцам 4:17; Евреям 3:1; Откровение 3:21).
О других же праведных служителях Писание говорит, что они будут жить вечно на земле (Псалом 36:9,11,22,29; Притчи 2:21,22; Исаия 60:21; Иезекииль 39:8-16; Матфея 5:5).
Впрочем, указание на две различные надежды для разных служителей Бога не является чем-то странным. Согласно Библии, в этом проявилось намерение Бога, «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефесянам 1:10). Тем самым и земные служители Господа, и те, кого он посчитает необходимым призвать для правления на небе вместе с Христом, будут осуществлять намерение Бога по превращению земли в цветущий рай. А какая у вас надежда?
Комментариев нет:
Отправить комментарий